ОБЩЕСТВО СООБЩАЕТ ВЛАСТИ

Политика, Человек, Общество.

Сообщение опубликовал пользователь Игорь
27.01.2018 в 22:14

Уважаемая Поклонская Н.В.!

31.12.2017 г. Президентом подписан Федеральный закон РФ № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят 20 декабря 2017 года Государственной Думой РФ, 26 декабря 2017 г. одобрен в Совете Федерации http://sozd.parlament.gov.ru/bill/157752-7) (далее также – ФЗ № 482-ФЗ). Направляю Вам юридически обоснованную жалобу в отношении  ФЗ РФ № 482-ФЗ от 31.12.2017г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с критикой ответа Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации от 28.12.2017 г. Б/н на жалобы граждан, направленные против закона в стадии законопроекта. Считаю, что закон является крайне опасным и антиконституционным. Полагаю, что в органах власти не осознана опасность принятого закона.

В частности, в ответах на жалобы граждан в отношении законопроекта, полученных из Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации, содержится абсолютно ошибочная информация. Вероятнее всего, большинство членов Совета Федерации (как и большинство депутатов Государственной Думы) были введены в заблуждение лоббистами законопроекта, поскольку в ответе автор исходит из выступления докладчика в день голосования и из текста первой версии законопроекта, внесенного в Думу, который был существенно (концептуально) изменен в процессе прохождения законопроекта в Думе (ко второму чтению).  

1.  В ответе Комитета Совфеда ошибочно сообщается, что проект федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» касается исключительно банковского сектора и преследует цель обеспечения возможности удаленного совершения банковских операций гражданами.

Во-первых, в ответе Комитета Совета Федерации в целях объяснения смысла закона адресату перечислены изменения, которые предусмотрены законопроектом, и при этом указано исключительно на корректировку ФЗ РФ от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Однако на самом деле при прохождении законопроекта в Думе, законопроект претерпел качественные изменения, и в финальной версии предусмотрено изменение большого числа нормативных актов, в том числе следующих:

-  Федеральный закон "О банках и банковской деятельности",

- Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации",

- Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах",

- Федеральный закон от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах",

- Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации»,

- Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации",

- Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",

Почему Комитет Совета Федерации не заметил существенные изменения указанных законов, непонятно.

Примечательно, что в ответе Комитета Совета Федерации нет никаких ссылок на пункты и статьи законопроекта, содержатся лишь общие слова о внесенных изменениях.

Во-вторых, в ответе Комитета Совета Федерации приведены цитаты, которые прямо доказывают, что автор руководствовался не тем текстом законопроекта, который в итоге принят! В частности, в абзаце 2 страницы 2 ответа Комитета сказано, что кредитные организации передают в единую систему идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА) среди прочего следующую информацию о гражданах: «страховой номер индивидуального лицевого счета, номер абонента подвижной радиотелефонной связи». Однако таких слов в принятом законе нет вообще. Они фигурировали только в первоначальной версии законопроекта, которая была подвергнута существенным правкам ко второму чтению Думы.

В Комитете Совета Федерации не осознали суть итоговой версии принятого закона: на самом деле закон № 482-ФЗ касается не только банковской системы, он охватывает абсолютно все сферы жизнедеятельности граждан (взаимодействие граждан с государственными органами, банковскими и небанковскими организациями), о чем свидетельствуют нижеприведенные цитаты из закона.

2.  Существенные изменения ФЗ РФ от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ № 149-ФЗ).

Об изменении указанного закона в ответе Комитета Совета Федерации не содержится ни слова. Вместе с тем, этот Закон направлен на создание ЕСИА и единой электронной биометрической базы данных для использования не только банками, но и государственными органами и организациями.

В частности, ФЗ № 149-ФЗ дополняется статьей 14.1. «Применение информационных технологий в целях идентификации граждан Российской Федерации»:

«1. Государственные органы, банки и иные организации в случаях, определенных федеральными законами, после проведения идентификации при личном присутствии гражданина Российской Федерации, с его согласия  на безвозмездной основе размещают в электронной форме:

1) сведения, необходимые для регистрации гражданина Российской Федерации в единой системе идентификации и аутентификации, и иные сведения, если такие сведения предусмотрены федеральными законами, - в единой системе идентификации и аутентификации;

2) биометрические персональные данные гражданина Российской Федерации - в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации (далее - единая биометрическая система)….

6. «Федеральные органы исполнительной власти, в том числе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов направляют в единую систему идентификации и аутентификации сведения о гражданах Российской Федерации в целях их обновления в соответствии с указанным порядком…

7. В случаях, установленных федеральными законами, государственные органы и организации вправе обновлять информацию о гражданах Российской Федерации, идентифицированных в соответствии с частью 18 настоящей статьи, с использованием сведений, полученных из единой системы идентификации и аутентификации…

13. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере идентификации граждан РФ на основе биометрических персональных данных:

1) определяет порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации, порядок размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе, а также требования к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации (в банковской сфере и иных сферах финансового рынка указанные требования устанавливаются по согласованию с ЦБ РФ);…

22. Государственные органы, банки и иные организации при проведении идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий в соответствии с частью 18 настоящей статьи вправе подтверждать достоверность сведений, предусмотренных пунктом 1 части 18 настоящей статьи, с использованием информационных систем государственных органов, в том числе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации».

Как видно, речь идет не «только о банках», прямо сказано о функционировании системы в небанковской сфере (со своим порядком регулирования).

3.  ФЗ N 482-ФЗ неправомерно передает регулирование ключевых вопросов функционирования системы идентификации и аутентификации граждан, а также биометрической системы на подзаконный уровень.

ФЗ N 482-ФЗ изменяется Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Статья 7 дополняется следующим пунктом:

«5.6. Банк, соответствующий критериям, установленным абзацами вторым - четвертым пункта 5.7 настоящей статьи, обязан после проведения идентификации при личном присутствии клиента - физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, с его согласия и на безвозмездной основе размещать или обновлять в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации сведения, необходимые для регистрации в ней клиента - физического лица, и сведения, предусмотренные абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи, а также в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей сбор, обработку, хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица (далее - единая биометрическая система), его биометрические персональные данные.

Порядок размещения и обновления указанных в настоящем пункте сведений, а также состав сведений, необходимых для регистрации клиента - физического лица в единой системе идентификации и аутентификации, и состав сведений, размещаемых в единой биометрической системе, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Надзор за соблюдением банками порядка размещения и обновления таких сведений осуществляется Центральным банком Российской Федерации в установленном им порядке»,

«В соответствии», но не «законом». Как показано ниже, регулирование важнейших вопросов, касающихся прав граждан, неправомерно передано с уровня федерального закона на уровень Правительства РФ, Центробанка и министерств.

В частности, вносятся следующие изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Закон дополняется статьей 14.1. «Применение информационных технологий в целях идентификации граждан Российской Федерации»:

«2. Правительство Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации устанавливает требования:

1) к фиксированию действий при размещении сведений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (то есть, при размещении данных граждан, которые вносятся в ЕСИА и единую биометрическую систему – авт.),

2) к проведению государственными органами и организациями идентификации гражданина Российской Федерации…

6. Порядок регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, включая состав сведений, необходимых для регистрации гражданина Российской Федерации в указанной системе, порядок и сроки проверки и обновления сведений, размещаемых в единой системе идентификации и аутентификации с использованием государственных информационных систем, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Состав сведений, размещаемых в единой биометрической системе, включая вид биометрических персональных данных, определяется Правительством Российской Федерации…

13. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере идентификации граждан Российской Федерации на основе биометрических персональных данных: 1) определяет порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации, порядок размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе…».

Как видно, ФЗ № 482-ФЗ утверждена только общая схема функционирования единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и единой государственной системы биометрической идентификации. Существенные положения, касающиеся регулирования прав граждан России, а именно - функционирования системы с биометрическими данными граждан, будут определены на подзаконном уровне: ЦБ, Правительством, органом исполнительной власти (который будет определен Правительством), включая состав сведений о человеке, направляемых в систему идентификации. В итоге, огромный и пока неопределенный массив частной, в т.ч. биометрической, информации обо всех гражданах РФ попадет в единую электронную базу, чем подрывается неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции). При этом Центральному банку передается огромный объем полномочий по регулированию системы идентификации: фактически можно говорить о переходе к ЦБ РФ государственной власти в объеме, явно превышающем функции ЦБ РФ (см., напр., ч. 2 ст. 14.1. ФЗ 149-ФЗ).

Согласно пункту «в» статьи 71 Конституции РФ «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина» относятся к ведению Российской Федерации, и в соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции должно определяться на уровне федерального закона. Данное положение Конституции обсуждаемый проект закона грубо нарушает.

4.  Неопределенность норм закона означает их неконституционность.

В принятом законе не прописаны существенные положения - состав собираемых сведений, порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации, порядок размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе. Эти наиважнейшие, с точки зрения безопасности, вопросы абсолютно неопределенны для законодателя и отдаются на откуп Правительства и министерств.

Кроме того, новый ФЗ содержит неопределенные нормы, например, изменения в ФЗ от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»:

«Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых кредитные организации вправе не осуществлять раскрытие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и (или) осуществлять ее раскрытие в ограниченном составе и (или) объеме, а также лиц, в отношении которых кредитные организации вправе не осуществлять раскрытие указанной информации и (или) осуществлять ее раскрытие в ограниченном составе и (или) объеме.».

Аналогичные изменения вносятся в ряд других законов (об организации страхового дела, о негосударственных пенсионных фондах, об инвестиционных фондах).

Что именно имеется ввиду в вышеприведенных цитатах, понять сложно. Этим правилом фактически Правительство может отменить действие статьи Федерального закона в  любой части!

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, «неопределенность содержания правовой нормы препятствует ее единообразному пониманию, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущего ее произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации» (постановления Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июня 2015 г. № 12-П, от 6 апреля 2004 года № 7-П, от 20 декабря 2011 года № 29-П и др.).

5.  Закон как правовая основа для формирования  кастового общества в России.

Изменения, которые вносятся в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации», Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", предусматривают право Правительства принять решение, легализующее сокрытие хозяевами финансовых институтов (банки, страховщики и др.) абсолютно любой важной и подлежавшей раскрытию до сего дня информации о деятельности организации, в том числе: бухгалтерскую отчетность (полностью или в части), аудиторское заключение, о руководстве банка (ФИО, наименование должности, сведения об их образовании и трудовой деятельности), сведения о задолженности кредитной организации по вкладам физлиц и многое другое. В итоге банки, имея доступ к широчайшим персональным данным граждан страны, сами смогут вести свою деятельность абсолютно закрыто и бесконтрольно для общества даже в ключевых вопросах.

Нормы, предполагающие принятие Правительством акта со списком сведений о деятельности организаций, которые будут исключены из перечня данных, раскрываемых обществу, распространяются на:

- банковские и небанковские  кредитные организации (ст. ст. 1, 6),

- специализированные депозитарии, страховщиков (ст. 2),

- негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, осуществляющие инвестирование средств пенсионных накоплений (ст.3),

- инвестиционные фонды (ст.  5).

В итоге, можно говорить о создании принятым законом почвы для легализации кастового общества с приоритетными правами представителями финансовой сферы и подконтрольностью (на биометрическом уровне) деятельности обычных граждан.

6.  Новым законом прямо предусмотрена передача биометрических данных без согласия граждан в правоохранительные органы.

Исходя из содержания части 16 статьи 14.1 ФЗ РФ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», оператор единой биометрической системы передает данные из системы в органы МВД, ФСБ «в целях обеспечения безопасности, охраны правопорядка» в порядке, определенном Правительством. Как видно, оператору системы представлены широчайшие «основания» для передачи биометрических данных. Обозначенная передача данных - существенное ограничение неприкосновенности частной жизни. Любое ограничение прав граждан должно осуществляться с четким изложением оснований и порядка ограничения прав в рамках федерального закона (ч. 3 ст. 55 Конституции), чего в законе нет.

7.  Использование персональных данных граждан без специального согласия граждан на совершение конкретного способа обработки данных.

По концепции принятого закона, гражданин один раз дает согласие на обработку персональных данных и полностью оказывается во власти электронной системы (часть 6 статьи 14.1 ФЗ РФ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), поскольку уже не потребуется никаких дополнительных согласий для того, чтобы новая информация о нем сливалась в систему «в целях обновления», а также для того, чтобы органы власти и организации обновляли в своих интересах данные о гражданах из этой глобальной и постоянно обновляемой базы данных. Об этом свидетельствуют вышеприведенные положения закона (новые п.п. 6, 7, 22 ст. 14.1. ФЗ РФ от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

8.  Законопроект подрывает принцип банковской тайны и открывает доступ к биометрии граждан России зарубежным ведомствам.

Новый п. 5.10 статьи 7 ФЗ № 115-ФЗ гласит: «Банки должны соблюдать ограничения, которые вправе установить Центральный банк Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, по общему количеству банковских счетов (вкладов), открытых в банках клиенту - физическому лицу, общей сумме кредитов, предоставленных одним банком клиенту - физическому лицу, а также общей сумме переводов денежных средств в течение месяца, осуществленных одним банком по банковскому счету (вкладу) клиента - физического лица, при его идентификации в порядке, предусмотренном пунктом 5.8 настоящей статьи».

Такого ограничения нет при обычной идентификации. Но при этом очевидно, что банковская система при введении биометрической идентификации затачивается на отслеживание информации по каждому человеку во всех банках, причем с передачей приватной информации в ЦБ РФ.

Новый п. 5.12 статьи 7 ФЗ № 115-ФЗ гласит: «В случае установления ограничений по количеству счетов (вкладов), открытых клиенту - физическому лицу при проведении идентификации в порядке, предусмотренном пунктом 5.8 настоящей статьи, банк направляет информацию о всех счетах (вкладах) открытых при проведении идентификации указанным способом в Центральный банк Российской Федерации в составе, порядке и форме, установленными Центральным банком Российской Федерации».

Центробанк сам и определит, что именно ему нужно, и получит. Указанное регулирование подрывает правило о банковской тайне, поскольку предусматривает в качестве общего правила некий обмен информацией между банками, а также передачу в ЦБ информации обо всех счетах, открытых с использованием системы биометрической идентификации.

Особенно циничной эта норма представляется с учетом действующей ст. 26 ФЗ от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», согласно которой: «Банк России вправе предоставлять сведения о конкретных сделках и операциях кредитных организаций, о сделках и об операциях их клиентов и корреспондентов, полученные из отчетов кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, центральным банкам и (или) иным органам надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор…».

Получается, мы создаем базу для передачи персональных данных миллионов россиян за рубеж.

Для сравнения: в настоящее время информация передается банками в ЦБ в строго ограниченном числе случаев, перечисленных в ст. 26 ФЗ от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (нормы о банковской тайне).

При этом Центробанк станет хозяином огромного и неопределенного массива данных о гражданах РФ, не получая на это отдельного согласия граждан.

Статья 9 ФЗ N 115-ФЗ дополняется частью 6 о том, что: «Уполномоченному органу и Центральному банку Российской Федерации в рамках возложенных на них законодательством Российской Федерации полномочий оператором ЕСИА обеспечивается предоставление содержащейся в ЕСИА информации о физических лицах, идентифицированных в порядке, предусмотренном пунктом 5.8 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также информации о банках, которым она была представлена. Указанная информация предоставляется оператором ЕСИА уполномоченному органу и Центральному банку Российской Федерации в составе и порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, по согласованию с уполномоченным органом и Центральным банком Российской Федерации».

Т.е., состав сведений о гражданах, которые будут переданы ЦБ, будет определен на уровне министерства по согласованию с ЦБ без специального согласия граждан на указанную операцию.

9.  Законопроект принят с серьезными процедурными нарушениями.

Закон, перекраивающий жизнь страны, принят спешно, перед вторым чтением внесена масса поправок, меняющих концепцию законопроекта.

В первом чтении законопроекта речь шла только о биометрической идентификации в банковской системе - для обеспечения удаленного проведения банковских операций. Это было видно из названия законопроекта.

После первого чтения внесены существенные поправки в целях распространения функций биометрической системы на всю жизнедеятельность человека: взаимодействие с государственными органами, банками, иными организациями (см., например, ч.ч. 1, 7, 15, 22 новой статьи 14.1 ФЗ РФ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Следует говорить о существенном изменении концепции законопроекта при прохождении его в Государственной Думе (во втором чтении) – о распространении со сферы банковских услуг, на сферу госуслуг и услуг иных организаций. Такое изменение концепции законопроекта недопустимо без соблюдения процедурных правил Регламента Госдумы, которые в данном случае нарушены, законопроект одобрен единым блоком, без всяких обсуждений отдельных поправок, без анализа изменения концепции законопроекта (нарушение статьи 123 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утв. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД).

10.            Законопроект, системно и качественно изменяющий регулирование прав граждан, принят без общественного обсуждения.

Глобальная перестройка системы функционирования экономики и социальной сферы, которая приведет к существенному изменению в регулировании прав граждан путем передачи частной, в т.ч. биометрической, информации в электронную базу, не может проводиться без серьезного и широкого общественного обсуждения  законопроекта. Но его не было.

Даже в случае общественного одобрения предлагаемой системы все изменения как ограничивающие неприкосновенность частной жизни, должны осуществляться через федеральные законы (ч. 3 ст. 55 Конституции), в частности, - в отношении состава сведений, загружаемых в электронную  базу биометрических данных.

Принятием законопроекта грубо нарушается статья 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Государство в данном случае не просто попирает права и свободы гражданина, а под лозунгами «удобства» продвигает античеловечное регулирование.

11.            Опасные перспективы, связанные с принятием законопроекта: принуждение к сдаче биометрических данных граждан и др.

Несмотря на то, что изначальное внесение данных в биометрическую систему заявлено в качестве добровольного мероприятия, уже сейчас очевидно, что постепенно мы столкнемся с принуждением к этой системе. Для этого имеются вполне серьезные юридические основания.

Нормы банковского законодательства, принятые начиная с 2013 года, дают банкам широчайшие права для лишения граждан возможностью пользоваться банковской сферой. Согласно п. 5.2., 11 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ достаточно одного «подозрения» сотрудника банка о том, что гражданин, прибегая к услугам банка, намерен совершить операции в целях легализации доходов, полученных преступным путем или в целях финансирования терроризма, для того, чтобы просто отказать гражданину в открытии банковского счета (вклада), в проведении любых банковских операций, расторгнуть договор банковского счета.

Финальной точкой, позволяющей банкам свободно отказывать гражданам в заключении договоров банковского счета, совершении банковских операции, по своему усмотрению расторгать договоры, стало принятие ФЗ РФ от 29 декабря 2017 года  ФЗ  № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».  Указанным законом в ФЗ № 115-ФЗ вносится норма, которая полностью снимает с банков ответственность за любые отказы в обслуживании граждан: "Отказ от заключения договора банковского счета (вклада) и расторжение договора банковского счета (вклада) по основаниям, изложенным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, не являются основаниями для возникновения гражданско-правовой ответственности кредитной организации за совершение соответствующих действий.".

Данная норма является антиконституционной.

Примечательно, что этот закон - «спутник» шел параллельно с ФЗ № 482-ФЗ в качестве отдельного законопроекта,  и имеет такое же ничего не говорящее наименование как закон о биометрической идентификации (видимо, для ослабления общественного противодействия).

Что касается деталей отказа гражданам в обслуживании то, он будет происходить с использованием уже существующей в банках системы оценки «степени (уровня) риска клиента».

Согласно Положению Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов… в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» «Кредитная организация при проведении идентификации (упрощенной идентификации) оценивает степень (уровень) риска клиента независимо от вида и характера операции, проводимой клиентом, или продолжительности устанавливаемых отношений с клиентом» (п. 1.1.).

Указанная оценка производится в соответствии с Положением Банка России о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П (далее – Положение № 375-П). Это Положение обязывает банки формировать программы оценки своих клиентов и их операций с точки зрения выявления оснований «подозревать» отмывание денег, добытых преступным путем.  Согласно п. 4.2 Положения № 375-П кредитные организации не просто могут, но обязаны классифицировать клиентов с учетом критериев риска, по которым осуществляется оценка степени (уровня) риска совершения  клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

При этом банкам предоставляются абсолютно неограниченные полномочия с точки зрения списка факторов, квалифицируемых банком в качестве «подозрительных».

Среди общих направлений для оценки степени риска ЦБ выделяет, например, «риск по типу клиента», «риск, связанный с проведением клиентом определенного типа операций». В каждом перечне указано, что банк может сам определить факторы, влияющие на оценку риска клиента (последние абзацы п.п. 4.4.,4.6, п. 4.8). При наличии опасных факторов – в совокупности или по отдельности (!), гражданину могут отказать в обслуживании (п. 6.2, 6.3).

Такое регулирование на самом деле является абсолютно антиконституционным, позволяя банкам волюнтаристски ограничивать права граждан не на основании федерального закона (как того требует ст. 55 Конституции РФ), а по собственному желанию.

В Положении № 375-П прямо назван такой риск как «наличие оснований полагать, что представленные клиентом документы и информация, в том числе в целях идентификации являются недостоверными» (абз. 3 п. 4.4.). Что это значит? Что с принятием системы биометрической идентификации граждане, которые будут уклоняться от такой идентификации, запросто смогут попасть в список лиц с «недостоверной идентификацией», то есть, в категорию клиентов с «высоким риском» совершения «отмывочных операций». При этом по закону достаточно простого «подозрения» у сотрудника банка в том, что гражданин нацелен отмыть преступные средства, чтобы лишить его банковского обслуживания и выкинуть из банковской сферы в принципе (попадание в черный список повлечет проблемы для взаимодействия гражданина со всеми банками).

В этом смысле весьма характерно, что согласно ответу Комитета Совета Федерации, идентификация с использованием биометрических данных прямо названа как имеющая «наивысшую степень надежности в цифровом пространстве» и представляющая собой «мировой тренд» (стр. 3 ответа).

Поэтому нет сомнений, что в случае внедрения системы биометрической идентификации граждане, которые будут возражать против ее использования, будут фактически лишены многих гражданских и социальных прав, поскольку в ситуации запрета пользования банковской сферой граждане не смогут вести нормальную жизнедеятельность. (А при планируемом сокращении наличного оборота, ситуация может привести к полному уничтожению прав граждан, невозможности ничего купить и продать).

Примечательно, что в Индии биометрическая идентификация в банковском секторе сначала была добровольной, но впоследствии стала обязательной http://d-russia.ru/verhovnyj-sud-indii-podtverdil-obyazatelnost-biometricheskoj-identifikatsii-dlya-otkrytiya-bankovskogo-schyota.html .

Также характерно, что уже сейчас в России граждан принуждают к предоставлению СНИЛС для получения любых государственных услуг, несмотря на заявленную в федеральном законе цель его использования - для реализации пенсионных прав.

Следующие цели лоббистов биометрической идентификации – замена паспорта идентификацией по биометрическим данным: https://ria.ru/society/20171123/1509395936.html Важно учитывать, что с 2018 г. запускается ЕГИССО (единый электронный портал, на который планируют заносить полные данные о социальных услугах, оказанных каждому гражданину), создается единый электронный портал Минздрава (для отслеживания состояния каждого россиянина с рождения; см. http://www.дети-петербург.рф/News/?newsid=1327). Все эти блоки планируется использовать как единую систему (в планах принятие закона об обязательном личном номере гражданина – о СНИЛС http://дети-петербург.рф/News/?newsid=1147). Для этих же целей лоббируется «Контингент» в сфере образования. Таким образом, внедряется тотальный электронный контроль над гражданами страны во всех сферах и фактически уничтожается неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ).

Принятый закон о биометрической базе данных является неотъемлемой частью создания тотального электронного контроля за жизнедеятельностью каждого человека под управлением хозяев банковской системы.

Известно, что следующим шагом планируется внедрение каждому человеку  идентификатора – метки (чипа) для идентификации «объекта» при совершении любых действий (получении госуслуг, совершении сделок). Это предусмотрено в Приказе Минпромэнерго №311 от 7 августа 2007 года «Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года»: «Внедрение нано технологий должно еще больше расширить глубину ее проникновения в повседневную жизнь населения. Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями типа Internet.

Нано электроника будет интегрироваться с биообъектами и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности… и таким образом сокращать социальные расходы государства.

Широкое распространение получат встроенные беспроводные нано электронные устройства, обеспечивающие постоянный контакт человека с окружающей его интеллектуальной средой, получат распространение средства прямого беспроводного контакта мозга человека с окружающими его предметами…».

При этом, чипирование было официально одобрено на международном уровне еще в 2005 году. 16 марта 2005 года Комиссия Евросоюза приняла Заключение №20 Европейской группы по этике в науке и новых технологиях. Документ называется «Этические аспекты имплантации в человеческое тело средств информационно-коммуникационных технологий». В Документе сказано: «Комиссия считает, что имплантанты ИКТ сами по себе не представляют опасности для человеческой свободы или достоинства... Имплантанты ИКТ могут использоваться государственными властями, отдельными личностями и группами для усиления их власти над другими…».

Принятый ФЗ – гигантский шаг для легализации безумных средств идентификации граждан, как бы ни оправдывали его чиновники, используя манипуляции, введение в заблуждение и откровенную

Поклонская  Наталья  Владимировна
Поклонская
Наталья Владимировна

Депутат Государственной Думы, Заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, Член комиссии ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, Председатель комиссии ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД

Опубликовать сообщение

Обратите внимание, что все данные на персональных страницах предоставлены самими персонами, либо взяты из открытых источников, если явно не указано иное.

Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите об этом в редакцию.

© Портал неофициальных сообщений «Лица»
Письмо в редакцию         26.04.2024

Ошибка БД 3