ОБЩЕСТВО СООБЩАЕТ ВЛАСТИ

Российское евразийство

Сообщение опубликовал пользователь Сабит Ахматнуров
27.04.2017 в 21:05

    Уважаемый Вячеслав Алексеевич!

Я восхищаюсь вашей спсобностью быстро вникать в суть обсуждаемых проблем на разного рода "токшоу" , в первую очередь связанных с историческими событиями. Другого из сибирской глубинки о вас мне знать не дано. Но что вы думаете об евразийских корнях России мне не совсем понятно. И хотелось бы занять у вас некоторое время на прочтение моих представлений об этом, которые будут отражены в эпилоге новой книги "Казаки Золотой Орды".

Евразийская РоссияМатериальные ресурсы и оборонный потенциал России не позволяют диктовать ей условия кому-либо извне, а потому наибольшей угрозой для государства, каки в предшествующих ей евразийских империях, остаются внутренние противоречия; недавним примером служит распад Советского Союза. Вопрос о национальной идее,едином стержне, вокруг которого может сплотиться народ независимо от этнической, конфессиональной принадлежности, в многонациональной стране актуален, каквсегда. И здесь есть проблемы…На уровне деклараций в России звучат идеи евразийства. Но основных его принципов, изложенных чуть не сто лет назад Георгием Вернадским, Петром Савицким, князем Николаем Трубецким, Ахметзаки Валиди Туганом и др., многие люди не знают. И возникают вопросы к историкам, начиная от происхождения двух самых многочисленных этносов государства — русских и татар. Какое отношение к древним русам и татарам прошлого имели кочевники арии, скифы и гунны, варяги, казаки, жителисовременного Татарстана или Крыма, башкиры, половцы, тувинцы, украинцы, хакасы, народы Кавказа и др.? А предки тех, кого сегодня называют монголами, могли создатьвеличайшую империю, равной которой никогда не было?Накопилась масса вопросов, и надеяться, что евразийство России признают на государственном уровне, пока не приходится. Случись это, многим ученым придет-ся отказаться от большинства из того, что они написали, за которые получали ученые степени и звания; отказаться от идеологической концепции возникновения Российско-го государства как наследника Киевского каганата или Византии. И поддержка идиологемы татаро-монгольского ига в России стала подобной печатанию ничем не обеспеченных долларов в США с её увеличивающимся государственным долгом, который не может уже быть погашен никогда; стоит американскому печатному станку остановиться, как их государство станет банкротом, и может рухнуть сложившаяся мировая экономическая система. Итак, внутренняя часть Евразии от Маньчжурии до Карпат, ограниченная с севера непроходимой тайгой, с юга горными хребтами и Великой китайской стеной,представляет определённую этногеографическую целостность, писал последователь евразийцев Лев Николаевич Гумилев, претерпевший немало гонений со стороны на-учных кругов и правоохранительных органов Советского государства. Эта географическая целостность, населенная разнообразными народами с разными хозяйственными навыками, религиями, социальными учреждениями и нравами, тем не менее всеми соседями ощущалась как некий монолит, хотя содержания доминирующего начала ни этнографы, ни историки, ни социологи не могли определить (415).И начиналась история России, конечно же, не в IX–Х веках! Исчислять ее следует от времен легендарных ариев, киммерийцев, скифских кочевников и сарматов. Не осталось о тех далеких временах строгих письменных свидетельств, но сохранились величайшие произведения ювелирного искусства скифов, оружие и другие материальные подтверждения высокой культуры древних обитателей степей от Маньчжурии, предгорий Саян и Алтая до Северного Причерноморья и Полесья. Даже отрывочные клинописные, рунические надписи и произведения, обнаруженные в разных частях Евразии, дают представления о ее народах, распространивших свое влияние на большую часть планеты Земля . Помогают сведения от древних греческих, китайских историографов.Уже в начале I тысячелетия до н.э. скифские кочевые племена объединяются в мощные государственные образования, победить которые оказалось не под силу вторгшемуся с войском в пределы Восточной Скифии персидскому царю Киру II Великому (593–530 гг. до н.э.), которого царица массагетов Томирис приказала обезглавить. Персидский же царь могущественный Дарий I (550–486 гг.до н. э.) потерпел поражение от скифов в Северном Причерноморье, о чем 2500 лет назад написал «отец» истории Геродот. Не смог перейти границы Скифии в Средней Азии и Александр Македонский (356–324 гг. до н.э.).    В конце III века до н.э. в центре Азии возникает первая евразийская империя Хунну, а в V веке уже новой эры границы владений их потомков, гуннов Аттилы пролягут по берегам Рейна в Западной Европе. Восемьдесят лет гунны господствовали в Европе, оставив следы не только в многочисленных наследниках, но и в западноевропейских языках. После распада гуннской империи десятки разных народов продолжат называть себя гуннами, добавляя приставку «гунн» (hunn) к названию этноса, как, например,гунно-болгары, образовавшие в Северном Причерноморье государство Великая Болгария, давшее начало Дунайской Болгарии и Волжской Булгарии. Центральноевропейское государство Hungary русские называют «Венгрия».В VI веке род тюрок Ашины на Алтае положил начало новой евразийской империи — Тюркскому каганату VI– VIII вв.Например, «Большая надпись» начала VIII века в честь великоготюркского полководца Кюль-тегина на обнаруженой в XIX в. Н.М. Яд-ринцевым каменной стеле в долине реки Орхон.VIII вв. Тогда многие народы Евразии от Тихого океана до Черного моря назвались «тюрками». А в XIII веке мир потрясет Мэнге Эль, созданное Чингисханом и его внуками**. Основателей назовут монголами. Границы империи простирались от Тихого океана уже до Средиземного моря, включая Китай, Хорезм, Иран, Сирию, народы Кавказа, Волжскую Булгарию и русские княжества до Карпат.После раздела империи Чингисхана между четыремя его сыновьями внуки «потрясателя вселенной» начнут междоусобные войны с последующим дроблением на более мелкие государства. Дольше всех продержится Улус старшего сына, Джучи, названный историками Золотой Ордой. Еще в XVII веке его часть, Крымское ханство, будет признаваться «старшим братом» в более мелких ханствах и княжествах европейской части Евразии, в т.ч. крепнущей Московией.Далее начинается казуистика российской истории…Татары, частью которых, согласно сохранившимся официальным документам и актам Московии XV–XVII вв. были казаки Золотой Орды, демонизируются русскими историками. Их называют врагами русского народа, злыми татарами и пр. с соответствующими выводами.Демонизация врага во все времена являлась важнейшим средством информационной войны, вероятно, так было даже в палеолите. Но в случае с татарами это понятьсложно. Ошибка? Или преднамеренное введение в заблуждение великороссов относительно своей истории? Учитывая, что историю России писали западные европейцы***,*Каган (великий хан) — император в понимании европейских на-родов.** В научной литературе встречается китайское название этого го-сударства «Да мэн-гу го», или монгольское «Йеке Монгол», тогда кактюркское «Мэнге Эль» игнорируется.*** Взгляды выходцев из Германии и Голландии на русскую историюразвивали Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и др.второе представляется более верным, так как три чет-верти территории России на европейских картах даже вXVIII веке еще именовалось «Grande Tartarie» .

Не могли же татары в XIX веке вдруг уменьшиться в количественном отношении до микроскопических размеров, если не признавать, что, принимая православнуюверу, они в большинстве своем стали русскими! Татархристиан в России осталось немного, хотя они сохранили татарскую культуру, язык и гордятся тем, что их пред-ки уже в Х веке имели Священное Писание на татарском языке**. Более того, имеются упоминания о Псалтыре на гуннском языке в V веке.Получается, в большей части преемниками великих татар прошлого, начиная от скифских времен, следует называть наследников Золотой Орды великороссов, а не тех,кого сегодня называют татарами! И вовсе не случайно европейцы еще в XVIII веке русских называли «татарами»***. Таковы реалии. Все остальное придумали историки,сотни лет приучая русский народ стыдиться своего прошлого, склоняясь перед «цивилизованным Западом».Английский дипломат и ученый Эдуард Паркер проводил прямые связи между верховыми кочевниками скифами, гуннами, тюрками и татарами (416). А если вспомнить,что в древнетюркском словаре ar (ары) означает «человек», «мужчина», «рыжий» (мужчина), связи можно провести и далее, вплоть до древних ариев. И в Тюркском ка-ганате аристократов называли «ар», «эр», «ир» (в зависимости от диалектов), ниже по социальной лестнице стоял 

*Grande Tartarie — Великая Татария.** Татары-христиане (кряшены) в России считают, что их татар-ский язык более консервативен и свободен от арабизмов, проникших вязык волжских булгар после принятия ислама в X веке.*** Например, французский аристократ, путешественник МаркизАстольф Луи Леонор де Кюстин (1790–1857) в записках о России, кото-рую посетил в 1839 г.

«будун» (народ). А случайны ли у англосаксов обращения «сэр», «сир» или «гэр»?В русских княжествах эпохи Золотой Орды не было известно слова «монгол». Завоевателей называли «татары», «татарове», в т.ч. казаков. Но кроме татар были ми-шары — «лесные люди», суары — «водные люди», авары, булгары, хазары (казары), башкиры, сабиры и многие другие «ары», «иры». Этноним «ар» от древних времен зву-чал в составе 40 тюркских этнонимов, а татары — это всего лишь «чужие ары», считает известный лингвист академик Мирфатых Закиев (417).А кто сказал, что «арами» могли называться только тюркоязычные племена? Что, если между «водными арами» (суарами), «routsi» финского словаря и жившими «с весла» на Древнем Алтае рус или рс (по Махмуду Кашгарскому) существуют связи? Сегодня в средствах массовой информации преобладают идеи «славянства» русского народа. Ее сторонники десятки лет убеждали славян Центральной Европы признать русских братьями и единым народом. Хотя до сих пор «единства» с ними достигали только правители гуннов в IV–V вв., хан Батый в XIII веке, Екатерина II Великая, в XVIII веке присоединившая Польшу к России, и генералиссимус Сталин в 1945 году!При всем том продолжается негласная идеологическая борьба с пантюркизмом и окровенно игнорируется история тюрков или тюркоязычных народов, населяющихполовину территории даже того, что осталось от былой империи СССР, где и топонимика большей частью остается тюркоязычной! И живет русский народ, согласно гипотезе славянофилов, в окружении потомков своих извечных врагов степняков, защищая Европу от их вторжения. Такую «историю» преподают детям в российскихшколах. Потому нет у нас русских татар или русских бурят, как, например, в США американцов ирландского происхождения.Берендеи, бродники, торки, черные клобуки, черкасы и вольные татары разных племен во времена Золотой Орды получили общее название «казаки». Они сражалисьв авангарде ордынских войск и несли охрану ее границ.Но они же со временем стали участвовать в междоусобных разборках ордынских правителей на той или другойстроне; приобретали все большую самостоятельность, предлагая службу оружием Москве, Литве и Крыму. В крепнущей Московии казаки послужили основой формирования ее регулярных войск, в т.ч. стрелецких полков. Даже участвуя в многочисленных смутах и возглавляя антиправительственные бунты, они выступят главной воинской силой в деле очередного объединения народов материковой Евразии в большую империю. Л.Н. Толстой называл казаков создателями России. И совершенно не важно, что в Золотой Орде казаки говорили преимущественно на татарском (тюркском) языке, а в Российскойимперии в большинстве своем перешли на русский. Они являлись опорой государства и разговаривали на государственных языках! В Московии таковым стал язык су-перэтноса великороссов.Сегодня казаки еще могут сыграть существенную роль в объединении народов той части Евразии, которая всеми соседями ощущалась как некий монолит, если будут исходить из своей исторической миссии, осознания того, кто они есть и кем были их предки. Даже в XIX столетии казаками называли себя разные этносы России, несшие воинскую службу государству. В Отечественной войне 1812–1814 гг. против объединенных европейских войск Напоона участвовали не только 50 донских казачьих полков, но 28 башкирских и другие казачьи полки из калмыков, татар (в т.ч. мишар, нагайбаков), народов Кавказа. А в истории XIV–XVI вв. сложно найти различия между вольными татарами и вольными казаками, как между служилыми татарами и служилыми казаками. Пока же разрозненное казачье движение в России не назовешь успешным. Да и сложно ожидать другого, если «вирус» идеи извечной борьбы Руси со Степью со школьной скамьи внедряется в сознание людей. С исторической шизофренией жить трудно. И предлагать новую политическую интеграцию в евразийском пространстве потом-кам враждебной Степи в Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане и других образовавшихся в результате распада СССР государствах с такой идеологемой можно, но сложно ее осуществить.После крушения подтачиваемой «идеологическим вирусом» Российской империи в 1917 году на ее месте мгновенно возникло множество национальных государств. Лишь благодаря гениальной прозорливости большевистских лидеров, объявивших равенство всех народов бывшей империи и давших благую идею строительства справедливого коммунистического общества, разноплеменное население бывшей империи удалось вновь соединить в единое государство. Люди с воодушевлением строили но-вое общество, и страна добилась небывалых успехов!Известный русский писатель Александр Андреевич Проханов однажды назвал распавшийся Советский Союз примером евразийства . Вот только прозвучало это почтикак банкротство евразийской идеи. Но именно в советские времена историческая шизофрения достигла, как принято говорить в медицине, разгара болезни! Называли советский народ великим и могучим, одновременно превозно 

*На встрече с читателями во время Московской книжной ярмарки.

ся западную цивилизацию, куда прорубил окно Петр I. То есть собственный народ априори признавался отсталым. А можно ли, находясь в здравом уме и ясной памяти, называть кого-то великим, могучим и… отсталым? Называли народы СССР братьями, где степные предки половины населения признавались извечными врагами русского народа .Под негласным запретом оказалась вся древняя история Евразии с величайшими достижениями и могуществом ее древних царств и империй. Даже гуннов обзывалинеким союзом племен варваров без каких-либо объяснений, каким образом эти варвары господствовали в цивилизованной Европе. Согласимся, утверждения о неком на-беге гуннов на Европу в IV–V вв., который продлился 80 лет, не могут приниматься всерьез без признания слабоумными тех, кто такое декларирует. Набегами можно на-звать нашествия Македонского, Наполеона или Гитлера, но цари гуннов чуть не сто лет господствовали в Европе, покончив с могуществом римлян! Это в России лишь кто-то и что-то слышал о великом Аттиле, тогда как многим европейцам известны и деяния его деда, царя Баламира.А может быть, Русь противостояла кочевникам ариям тысячи лет назад? Так не было еще Руси. Или Русь воевала с кочевниками скифами? Тоже нет! Тогда, возможно, Русьвоевала с кочевниками гуннами? Определенно нет! Еще Иордан в VI веке свидетельствовал, что россомоны, которых называют в числе предков древних русов**, помогли гуннам Баламира в 371 году разгромить армию вождя готов Германнариха. А с воинами Тюркского каганата Русь воевала? Опять нет! Несоизмеримо меньший Киевский каганат, как и Хазария, возник уже после распада в VIII в.

** Автор не смешивает этнонимы «русы» и «русские», так как обра-зование нации великороссов происходило в XIV–XVI вв.

Великого Тюркского каганата. Если исключить мелкие междоусобные стычки, не воевали русы и с половцами, а в XII веке чуть не все Рюриковичи уже стали ближайшими родственниками половецких ханов, женя сыновей на половецких принцессах! И в первом столкновении у реки Калка в 1223 году с экспедиционным корпусом монголов русы и половцы сражались в одних рядах. К тому же великороссы — это не только древние русы; славяне, тюрки, финно-угры, казаки и другие народы в XIV–XVI вв. принимали участие в образовании суперэтноса.Наконец, что за зверь такой «татаро-монгольское иго»? Может быть, это 10%-ный налог с территорий, входивших в состав Золотой Орды, называемый «данью», или обязанность отправлять на службу в армию Золотой Орды каждого десятого молодого человека? А может быть, «иго» — это жестокое наказание отказавшихся подчиняться центральной власти в Сарае удельных правителей? Но если перечисленное называть «игом», в каком государстве живем мы сегодня?Для чего сотни лет внедрялась идея извечной борьбы Руси со Степью, возбуждая чувства взаимной ненависти к русским у половины граждан Российской империи и Со-ветского Союза? Сегодня, после распада СССР, среди причин случившегося называют неэффективную экономику, бездарность политического руководства и пр., акценти-руя внимание на «Беловежском соглашении» о расчленении Советского Союза. При всем том вдруг «забыли» события в Алмате 1986 г., которые послужили толчком длянационалистических выступлений в других союзных республиках. В 1989 году обострилась политическая ситуация в Грузии, закончившаяся силовым подавлением антисоветсткого митинга в Тбилиси. Затем начались требования независимости в Прибалтийских республиках…От былой страны осталась лишь половина, но болезнь продолжается, «вирус» действует незаметно, медленно разрушая сознание людей. Как это проявится вновь, неизвестно. Не успокаивает и то, что во все исторические обозримые времена распад государств Евразии сменялся образованием очередной империи; распады былых империйне угрожали существованию человечества, как это может произойти сегодня…С другой стороны, принятие в России евразийской идеологии на государственном уровне с адекватными учебниками по истории могло бы изменить отношениедаже граждан Турции к русским, и на Днепре потомки казаков могут вспомнить кочевое прошлое предков, в т.ч. мореходов-русов. Ведь не из земледельцев же славян ве-дут они свои корни! И обида казаков на российских императоров, на большевистских вождей, уничтожавших их как народ, как сословие должна быть понята. Тогда мно-гое изменится даже в Украине, где сегодня объявляют себя форпостом Европы против Орды. К тому же москали как преемники ордынцев имеют законное право на всёнаследство Золотой Орды, в т.ч. на евразийские земли до Карпат…А пока даже победу Дмитрия Донского на Куликовом поле 1380 года в России празднуют как-то подпольно, будто боясь задеть чьи-то национальные чувства или сказать правду о результатах битвы. Была это победа русских над татарами или, наоборот, итогом ее стало прекращение «Великой ордынской замятни 1359–1380 гг.» в развалившейся было из-за двадцатилетних междоусобиц Золотой Орде? По крайней мере, во многом благодаря той битве продлилось ее существование. 

Ту же двойственность мы наблюдаем в оценках историков, например, поражения объединенного литовскопольско-русско-татарского войска в битве с армией ханаЗолотой Орды Тимур-Кутлуга у реки Ворксла 12 августа 1399 года. Благо это, что литовский князь Витовт с бывшим золотоордынским ханом Тохтамышем проиграли,продлилось ордынское правление, не позволившее Литве подчинить Москву, или же надо «лить слёзы» из-за очередного возвышения Орды и продолжения татаро-монгольского ига? Ведь и в 1380 г. литовский князь Ягайло в союзе с Мамаем имел намерения участвовать в битве против московского князя Дмитрия. Лишь сомнения в победе или в том, что Мамай отдаст плоды возможной победы, остановили его, и в последний момент он «кинул» темника, не вступив в сражение.В том и другом случае сохранение единства Золотой Орды способствовало росту Московского княжества. В XVI веке столица бывшей ордынской империи в соперничестве московских правителей с крымскими ханами переместилась в Москву, куда перебралась большая часть ордынской аристократии. Более трети аристократов Российской империи родом из Золотой Орды, а ее казаки помогали объединить осколки былой монгольской империи в новое государство!В такой евразийской истории, конечно же, нет места идеям извечной борьбы Руси со Степью или татаро-монгольскому игу, так же как в официально принятой истории России не нашлось места казакам, потому названы они были беглыми холопами.

Сабит Ахматнуров

Никонов   Вячеслав Алексеевич
Никонов
Вячеслав Алексеевич

Депутат Государственной Думы, Председатель комитета ГД по образованию и науке

Опубликовать сообщение

Обратите внимание, что все данные на персональных страницах предоставлены самими персонами, либо взяты из открытых источников, если явно не указано иное.

Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите об этом в редакцию.

© Портал неофициальных сообщений «Лица»
Письмо в редакцию         28.03.2024

Ошибка БД 4