Уважаемый Вячеслав Алексеевич!
Я восхищаюсь вашей спсобностью быстро вникать в суть обсуждаемых проблем на разного рода "токшоу" , в первую очередь связанных с историческими событиями. Другого из сибирской глубинки о вас мне знать не дано. Но что вы думаете об евразийских корнях России мне не совсем понятно. И хотелось бы занять у вас некоторое время на прочтение моих представлений об этом, которые будут отражены в эпилоге новой книги "Казаки Золотой Орды".
Евразийская РоссияМатериальные ресурсы и оборонный потенциал России не позволяют диктовать ей условия кому-либо извне, а потому наибольшей угрозой для государства, каки в предшествующих ей евразийских империях, остаются внутренние противоречия; недавним примером служит распад Советского Союза. Вопрос о национальной идее,едином стержне, вокруг которого может сплотиться народ независимо от этнической, конфессиональной принадлежности, в многонациональной стране актуален, каквсегда. И здесь есть проблемы…На уровне деклараций в России звучат идеи евразийства. Но основных его принципов, изложенных чуть не сто лет назад Георгием Вернадским, Петром Савицким, князем Николаем Трубецким, Ахметзаки Валиди Туганом и др., многие люди не знают. И возникают вопросы к историкам, начиная от происхождения двух самых многочисленных этносов государства — русских и татар. Какое отношение к древним русам и татарам прошлого имели кочевники арии, скифы и гунны, варяги, казаки, жителисовременного Татарстана или Крыма, башкиры, половцы, тувинцы, украинцы, хакасы, народы Кавказа и др.? А предки тех, кого сегодня называют монголами, могли создатьвеличайшую империю, равной которой никогда не было?Накопилась масса вопросов, и надеяться, что евразийство России признают на государственном уровне, пока не приходится. Случись это, многим ученым придет-ся отказаться от большинства из того, что они написали, за которые получали ученые степени и звания; отказаться от идеологической концепции возникновения Российско-го государства как наследника Киевского каганата или Византии. И поддержка идиологемы татаро-монгольского ига в России стала подобной печатанию ничем не обеспеченных долларов в США с её увеличивающимся государственным долгом, который не может уже быть погашен никогда; стоит американскому печатному станку остановиться, как их государство станет банкротом, и может рухнуть сложившаяся мировая экономическая система. Итак, внутренняя часть Евразии от Маньчжурии до Карпат, ограниченная с севера непроходимой тайгой, с юга горными хребтами и Великой китайской стеной,представляет определённую этногеографическую целостность, писал последователь евразийцев Лев Николаевич Гумилев, претерпевший немало гонений со стороны на-учных кругов и правоохранительных органов Советского государства. Эта географическая целостность, населенная разнообразными народами с разными хозяйственными навыками, религиями, социальными учреждениями и нравами, тем не менее всеми соседями ощущалась как некий монолит, хотя содержания доминирующего начала ни этнографы, ни историки, ни социологи не могли определить (415).И начиналась история России, конечно же, не в IX–Х веках! Исчислять ее следует от времен легендарных ариев, киммерийцев, скифских кочевников и сарматов. Не осталось о тех далеких временах строгих письменных свидетельств, но сохранились величайшие произведения ювелирного искусства скифов, оружие и другие материальные подтверждения высокой культуры древних обитателей степей от Маньчжурии, предгорий Саян и Алтая до Северного Причерноморья и Полесья. Даже отрывочные клинописные, рунические надписи и произведения, обнаруженные в разных частях Евразии, дают представления о ее народах, распространивших свое влияние на большую часть планеты Земля . Помогают сведения от древних греческих, китайских историографов.Уже в начале I тысячелетия до н.э. скифские кочевые племена объединяются в мощные государственные образования, победить которые оказалось не под силу вторгшемуся с войском в пределы Восточной Скифии персидскому царю Киру II Великому (593–530 гг. до н.э.), которого царица массагетов Томирис приказала обезглавить. Персидский же царь могущественный Дарий I (550–486 гг.до н. э.) потерпел поражение от скифов в Северном Причерноморье, о чем 2500 лет назад написал «отец» истории Геродот. Не смог перейти границы Скифии в Средней Азии и Александр Македонский (356–324 гг. до н.э.). В конце III века до н.э. в центре Азии возникает первая евразийская империя Хунну, а в V веке уже новой эры границы владений их потомков, гуннов Аттилы пролягут по берегам Рейна в Западной Европе. Восемьдесят лет гунны господствовали в Европе, оставив следы не только в многочисленных наследниках, но и в западноевропейских языках. После распада гуннской империи десятки разных народов продолжат называть себя гуннами, добавляя приставку «гунн» (hunn) к названию этноса, как, например,гунно-болгары, образовавшие в Северном Причерноморье государство Великая Болгария, давшее начало Дунайской Болгарии и Волжской Булгарии. Центральноевропейское государство Hungary русские называют «Венгрия».В VI веке род тюрок Ашины на Алтае положил начало новой евразийской империи — Тюркскому каганату VI– VIII вв.Например, «Большая надпись» начала VIII века в честь великоготюркского полководца Кюль-тегина на обнаруженой в XIX в. Н.М. Яд-ринцевым каменной стеле в долине реки Орхон.VIII вв. Тогда многие народы Евразии от Тихого океана до Черного моря назвались «тюрками». А в XIII веке мир потрясет Мэнге Эль, созданное Чингисханом и его внуками**. Основателей назовут монголами. Границы империи простирались от Тихого океана уже до Средиземного моря, включая Китай, Хорезм, Иран, Сирию, народы Кавказа, Волжскую Булгарию и русские княжества до Карпат.После раздела империи Чингисхана между четыремя его сыновьями внуки «потрясателя вселенной» начнут междоусобные войны с последующим дроблением на более мелкие государства. Дольше всех продержится Улус старшего сына, Джучи, названный историками Золотой Ордой. Еще в XVII веке его часть, Крымское ханство, будет признаваться «старшим братом» в более мелких ханствах и княжествах европейской части Евразии, в т.ч. крепнущей Московией.Далее начинается казуистика российской истории…Татары, частью которых, согласно сохранившимся официальным документам и актам Московии XV–XVII вв. были казаки Золотой Орды, демонизируются русскими историками. Их называют врагами русского народа, злыми татарами и пр. с соответствующими выводами.Демонизация врага во все времена являлась важнейшим средством информационной войны, вероятно, так было даже в палеолите. Но в случае с татарами это понятьсложно. Ошибка? Или преднамеренное введение в заблуждение великороссов относительно своей истории? Учитывая, что историю России писали западные европейцы***,*Каган (великий хан) — император в понимании европейских на-родов.** В научной литературе встречается китайское название этого го-сударства «Да мэн-гу го», или монгольское «Йеке Монгол», тогда кактюркское «Мэнге Эль» игнорируется.*** Взгляды выходцев из Германии и Голландии на русскую историюразвивали Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и др.второе представляется более верным, так как три чет-верти территории России на европейских картах даже вXVIII веке еще именовалось «Grande Tartarie» .
Не могли же татары в XIX веке вдруг уменьшиться в количественном отношении до микроскопических размеров, если не признавать, что, принимая православнуюверу, они в большинстве своем стали русскими! Татархристиан в России осталось немного, хотя они сохранили татарскую культуру, язык и гордятся тем, что их пред-ки уже в Х веке имели Священное Писание на татарском языке**. Более того, имеются упоминания о Псалтыре на гуннском языке в V веке.Получается, в большей части преемниками великих татар прошлого, начиная от скифских времен, следует называть наследников Золотой Орды великороссов, а не тех,кого сегодня называют татарами! И вовсе не случайно европейцы еще в XVIII веке русских называли «татарами»***. Таковы реалии. Все остальное придумали историки,сотни лет приучая русский народ стыдиться своего прошлого, склоняясь перед «цивилизованным Западом».Английский дипломат и ученый Эдуард Паркер проводил прямые связи между верховыми кочевниками скифами, гуннами, тюрками и татарами (416). А если вспомнить,что в древнетюркском словаре ar (ары) означает «человек», «мужчина», «рыжий» (мужчина), связи можно провести и далее, вплоть до древних ариев. И в Тюркском ка-ганате аристократов называли «ар», «эр», «ир» (в зависимости от диалектов), ниже по социальной лестнице стоял
*Grande Tartarie — Великая Татария.** Татары-христиане (кряшены) в России считают, что их татар-ский язык более консервативен и свободен от арабизмов, проникших вязык волжских булгар после принятия ислама в X веке.*** Например, французский аристократ, путешественник МаркизАстольф Луи Леонор де Кюстин (1790–1857) в записках о России, кото-рую посетил в 1839 г.
«будун» (народ). А случайны ли у англосаксов обращения «сэр», «сир» или «гэр»?В русских княжествах эпохи Золотой Орды не было известно слова «монгол». Завоевателей называли «татары», «татарове», в т.ч. казаков. Но кроме татар были ми-шары — «лесные люди», суары — «водные люди», авары, булгары, хазары (казары), башкиры, сабиры и многие другие «ары», «иры». Этноним «ар» от древних времен зву-чал в составе 40 тюркских этнонимов, а татары — это всего лишь «чужие ары», считает известный лингвист академик Мирфатых Закиев (417).А кто сказал, что «арами» могли называться только тюркоязычные племена? Что, если между «водными арами» (суарами), «routsi» финского словаря и жившими «с весла» на Древнем Алтае рус или рс (по Махмуду Кашгарскому) существуют связи? Сегодня в средствах массовой информации преобладают идеи «славянства» русского народа. Ее сторонники десятки лет убеждали славян Центральной Европы признать русских братьями и единым народом. Хотя до сих пор «единства» с ними достигали только правители гуннов в IV–V вв., хан Батый в XIII веке, Екатерина II Великая, в XVIII веке присоединившая Польшу к России, и генералиссимус Сталин в 1945 году!При всем том продолжается негласная идеологическая борьба с пантюркизмом и окровенно игнорируется история тюрков или тюркоязычных народов, населяющихполовину территории даже того, что осталось от былой империи СССР, где и топонимика большей частью остается тюркоязычной! И живет русский народ, согласно гипотезе славянофилов, в окружении потомков своих извечных врагов степняков, защищая Европу от их вторжения. Такую «историю» преподают детям в российскихшколах. Потому нет у нас русских татар или русских бурят, как, например, в США американцов ирландского происхождения.Берендеи, бродники, торки, черные клобуки, черкасы и вольные татары разных племен во времена Золотой Орды получили общее название «казаки». Они сражалисьв авангарде ордынских войск и несли охрану ее границ.Но они же со временем стали участвовать в междоусобных разборках ордынских правителей на той или другойстроне; приобретали все большую самостоятельность, предлагая службу оружием Москве, Литве и Крыму. В крепнущей Московии казаки послужили основой формирования ее регулярных войск, в т.ч. стрелецких полков. Даже участвуя в многочисленных смутах и возглавляя антиправительственные бунты, они выступят главной воинской силой в деле очередного объединения народов материковой Евразии в большую империю. Л.Н. Толстой называл казаков создателями России. И совершенно не важно, что в Золотой Орде казаки говорили преимущественно на татарском (тюркском) языке, а в Российскойимперии в большинстве своем перешли на русский. Они являлись опорой государства и разговаривали на государственных языках! В Московии таковым стал язык су-перэтноса великороссов.Сегодня казаки еще могут сыграть существенную роль в объединении народов той части Евразии, которая всеми соседями ощущалась как некий монолит, если будут исходить из своей исторической миссии, осознания того, кто они есть и кем были их предки. Даже в XIX столетии казаками называли себя разные этносы России, несшие воинскую службу государству. В Отечественной войне 1812–1814 гг. против объединенных европейских войск Напоона участвовали не только 50 донских казачьих полков, но 28 башкирских и другие казачьи полки из калмыков, татар (в т.ч. мишар, нагайбаков), народов Кавказа. А в истории XIV–XVI вв. сложно найти различия между вольными татарами и вольными казаками, как между служилыми татарами и служилыми казаками. Пока же разрозненное казачье движение в России не назовешь успешным. Да и сложно ожидать другого, если «вирус» идеи извечной борьбы Руси со Степью со школьной скамьи внедряется в сознание людей. С исторической шизофренией жить трудно. И предлагать новую политическую интеграцию в евразийском пространстве потом-кам враждебной Степи в Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане и других образовавшихся в результате распада СССР государствах с такой идеологемой можно, но сложно ее осуществить.После крушения подтачиваемой «идеологическим вирусом» Российской империи в 1917 году на ее месте мгновенно возникло множество национальных государств. Лишь благодаря гениальной прозорливости большевистских лидеров, объявивших равенство всех народов бывшей империи и давших благую идею строительства справедливого коммунистического общества, разноплеменное население бывшей империи удалось вновь соединить в единое государство. Люди с воодушевлением строили но-вое общество, и страна добилась небывалых успехов!Известный русский писатель Александр Андреевич Проханов однажды назвал распавшийся Советский Союз примером евразийства . Вот только прозвучало это почтикак банкротство евразийской идеи. Но именно в советские времена историческая шизофрения достигла, как принято говорить в медицине, разгара болезни! Называли советский народ великим и могучим, одновременно превозно
*На встрече с читателями во время Московской книжной ярмарки.
ся западную цивилизацию, куда прорубил окно Петр I. То есть собственный народ априори признавался отсталым. А можно ли, находясь в здравом уме и ясной памяти, называть кого-то великим, могучим и… отсталым? Называли народы СССР братьями, где степные предки половины населения признавались извечными врагами русского народа .Под негласным запретом оказалась вся древняя история Евразии с величайшими достижениями и могуществом ее древних царств и империй. Даже гуннов обзывалинеким союзом племен варваров без каких-либо объяснений, каким образом эти варвары господствовали в цивилизованной Европе. Согласимся, утверждения о неком на-беге гуннов на Европу в IV–V вв., который продлился 80 лет, не могут приниматься всерьез без признания слабоумными тех, кто такое декларирует. Набегами можно на-звать нашествия Македонского, Наполеона или Гитлера, но цари гуннов чуть не сто лет господствовали в Европе, покончив с могуществом римлян! Это в России лишь кто-то и что-то слышал о великом Аттиле, тогда как многим европейцам известны и деяния его деда, царя Баламира.А может быть, Русь противостояла кочевникам ариям тысячи лет назад? Так не было еще Руси. Или Русь воевала с кочевниками скифами? Тоже нет! Тогда, возможно, Русьвоевала с кочевниками гуннами? Определенно нет! Еще Иордан в VI веке свидетельствовал, что россомоны, которых называют в числе предков древних русов**, помогли гуннам Баламира в 371 году разгромить армию вождя готов Германнариха. А с воинами Тюркского каганата Русь воевала? Опять нет! Несоизмеримо меньший Киевский каганат, как и Хазария, возник уже после распада в VIII в.
** Автор не смешивает этнонимы «русы» и «русские», так как обра-зование нации великороссов происходило в XIV–XVI вв.
Великого Тюркского каганата. Если исключить мелкие междоусобные стычки, не воевали русы и с половцами, а в XII веке чуть не все Рюриковичи уже стали ближайшими родственниками половецких ханов, женя сыновей на половецких принцессах! И в первом столкновении у реки Калка в 1223 году с экспедиционным корпусом монголов русы и половцы сражались в одних рядах. К тому же великороссы — это не только древние русы; славяне, тюрки, финно-угры, казаки и другие народы в XIV–XVI вв. принимали участие в образовании суперэтноса.Наконец, что за зверь такой «татаро-монгольское иго»? Может быть, это 10%-ный налог с территорий, входивших в состав Золотой Орды, называемый «данью», или обязанность отправлять на службу в армию Золотой Орды каждого десятого молодого человека? А может быть, «иго» — это жестокое наказание отказавшихся подчиняться центральной власти в Сарае удельных правителей? Но если перечисленное называть «игом», в каком государстве живем мы сегодня?Для чего сотни лет внедрялась идея извечной борьбы Руси со Степью, возбуждая чувства взаимной ненависти к русским у половины граждан Российской империи и Со-ветского Союза? Сегодня, после распада СССР, среди причин случившегося называют неэффективную экономику, бездарность политического руководства и пр., акценти-руя внимание на «Беловежском соглашении» о расчленении Советского Союза. При всем том вдруг «забыли» события в Алмате 1986 г., которые послужили толчком длянационалистических выступлений в других союзных республиках. В 1989 году обострилась политическая ситуация в Грузии, закончившаяся силовым подавлением антисоветсткого митинга в Тбилиси. Затем начались требования независимости в Прибалтийских республиках…От былой страны осталась лишь половина, но болезнь продолжается, «вирус» действует незаметно, медленно разрушая сознание людей. Как это проявится вновь, неизвестно. Не успокаивает и то, что во все исторические обозримые времена распад государств Евразии сменялся образованием очередной империи; распады былых империйне угрожали существованию человечества, как это может произойти сегодня…С другой стороны, принятие в России евразийской идеологии на государственном уровне с адекватными учебниками по истории могло бы изменить отношениедаже граждан Турции к русским, и на Днепре потомки казаков могут вспомнить кочевое прошлое предков, в т.ч. мореходов-русов. Ведь не из земледельцев же славян ве-дут они свои корни! И обида казаков на российских императоров, на большевистских вождей, уничтожавших их как народ, как сословие должна быть понята. Тогда мно-гое изменится даже в Украине, где сегодня объявляют себя форпостом Европы против Орды. К тому же москали как преемники ордынцев имеют законное право на всёнаследство Золотой Орды, в т.ч. на евразийские земли до Карпат…А пока даже победу Дмитрия Донского на Куликовом поле 1380 года в России празднуют как-то подпольно, будто боясь задеть чьи-то национальные чувства или сказать правду о результатах битвы. Была это победа русских над татарами или, наоборот, итогом ее стало прекращение «Великой ордынской замятни 1359–1380 гг.» в развалившейся было из-за двадцатилетних междоусобиц Золотой Орде? По крайней мере, во многом благодаря той битве продлилось ее существование.
Ту же двойственность мы наблюдаем в оценках историков, например, поражения объединенного литовскопольско-русско-татарского войска в битве с армией ханаЗолотой Орды Тимур-Кутлуга у реки Ворксла 12 августа 1399 года. Благо это, что литовский князь Витовт с бывшим золотоордынским ханом Тохтамышем проиграли,продлилось ордынское правление, не позволившее Литве подчинить Москву, или же надо «лить слёзы» из-за очередного возвышения Орды и продолжения татаро-монгольского ига? Ведь и в 1380 г. литовский князь Ягайло в союзе с Мамаем имел намерения участвовать в битве против московского князя Дмитрия. Лишь сомнения в победе или в том, что Мамай отдаст плоды возможной победы, остановили его, и в последний момент он «кинул» темника, не вступив в сражение.В том и другом случае сохранение единства Золотой Орды способствовало росту Московского княжества. В XVI веке столица бывшей ордынской империи в соперничестве московских правителей с крымскими ханами переместилась в Москву, куда перебралась большая часть ордынской аристократии. Более трети аристократов Российской империи родом из Золотой Орды, а ее казаки помогали объединить осколки былой монгольской империи в новое государство!В такой евразийской истории, конечно же, нет места идеям извечной борьбы Руси со Степью или татаро-монгольскому игу, так же как в официально принятой истории России не нашлось места казакам, потому названы они были беглыми холопами.
Сабит Ахматнуров
|
© Портал неофициальных сообщений «Лица»
|
27.04.2017 в 21:05