ОБЩЕСТВО СООБЩАЕТ ВЛАСТИ

О назревающем разрушении золотодобывающей отрасли России

Сообщение опубликовал пользователь Павел
21.07.2022 в 14:57

    Золотодобывающая промышленность России - одна из немногих отраслей страны, которая развивалась успешно и последовательно наращивала объёмы производства на протяжении последних 20 лет. В 2021 г. по сравнению с 1991 г. добыча золота возросла со 143  до 332 тонн, увеличившись  в 2,3 раза;  производство  достигло 363,5 тонн – в 2,2 раза больше, чем в 1991 году. В отрасли занято свыше 60 тысяч квалифицированных специалистов, большинство из которых работают в удалённых регионах нашей страны – в Дальневосточном федеральном округе и районах Крайнего Севера, они же обеспечивают попутную занятость в смежных сферах до одного миллиона человек. Отрасль производит  высоколиквидную продукцию на сумму свыше 18 млрд. долларов и обеспечивает уплату налогов на сотни миллиардов руб. ежегодно.

Введение международных санкций создало серьёзную угрозу не только дальнейшему развитию золотодобычи, но и существованию 422 небольших золотодобывающих предприятий с добычей до 100 кг золота в год, в которых занята основная масса трудящихся (до 40 тыс. специалистов), многие из этих предприятий и старательских артелей являются градообразующими в отдалённых регионах.

Золото является гарантом экономической мощи государства, оно не может быть конфисковано и при любых обстоятельствах становится гарантом стабильности в экономической сфере. Согласно последним данным Банка России, на начало 2022 г. за пределами России в результате вывоза капитала сформировались активы на сумму 1648,2 млрд. долл. Если вычесть 350 млрд. долл. валютных резервов РФ, которые были заморожены коллективным Западом, остается еще примерно 1,3 трлн. долларов, которые тоже могут быть конфискованы. При этом наращивание золота в российских резервах  обеспечивает полный иммунитет по отношению к экономическим санкциям Запада. Золото в резервах ЦБ на начало 2022 г. составляло всего 19,1%, в то время как (по данным Всемирного совета по золоту)  в США  на золото приходится более 79,1%, в Германии – 75,0; Нидерландах – 71,5; Италии – 70,5; Франции – 65,0. Есть впечатляющие данные и по некоторым постсоветским странам (%): в Казахстане – 68,0%; Узбекистане – 59,0%.

Политика ЦБ РФ отличается полной непредсказуемостью и неопределённостью. Так, прекращение закупок золота в государственные резервы в 2020 г. привела к экспорту добытого золота в количестве свыше 622 тонн за рубеж, в основном во враждебные нашей стране государства.  Полученные за него $40 млрд. были практически конфискованы. Получается, что вся золотодобывающая промышленность страны, десятки тысяч специалистов  благодаря недальновидной политике финансовых властей целых 2 года трудилась на благо своих врагов!

25.03.2022 г. ЦБ объявил, что с 28.03.2022 г. будет покупать золото у кредитных организаций по фиксированной цене. Цена с 28 марта по 30 июня 2022 г. была установлена в размере 5,0 тыс. руб. за 1 грамм.  Но вскоре Банк России сообщил, что с  8 апреля 2022 г. будет осуществлять покупку золота по договорной цене вместо фиксированной, обосновав своё решение снижением рыночной цены до 4,7 тыс. руб. за грамм. Как оказалось «договорная» цена состоялась в том, что ЦБ будет выкупать золото у коммерческих банков с дисконтом 15% от учётной цены. С учётом маржи коммерческих банков предприятия лишаются почти пятой части стоимости добытого золота. Получается, что все виды материально-технических ресурсов  (топливо, реагенты, селитра, запчасти) предприятия должны покупать по рыночным и необоснованно задранным ценам (к примеру, аммиачная селитра за год выросла в цене втрое), а продавать свою продукцию – по явно заниженным. Не случайно, многие золотодобытчики начинают задумываться о снижении объёмов золотодобычи, сокращению объёмов ГРР. В итоге при таком «государственном» подходе объёмы производства уже в 2023 году рухнут более чем на 100 тонн, а при пессимистическом прогнозе – сразу вдвое. Бюджет потеряет сотни миллиардов рублей налоговых отчислений, регионы лишатся поддержки предприятий, многие из которых являются градообразующими в отдалённых регионах, отрасль лишится  тысяч высококвалифицированных специалистов (которые и сегодня в большом дефиците), вернуть их на рабочие места будет большой проблемой.

Вопросы по поводу странностей золотой политики Банка России, которые стали замечаться в последние два года, возникали у многих независимых экспертов. На эту ситуацию отреагировали депутаты Государственной думы РФ. 21.12.2021 г. российский парламент обращался с запросом к ЦБ и правительству с  вопросом о том, почему все добываемое в стране золото вывозится за ее пределы и почему Банк России прекратил накапливать золото в составе международных резервов РФ. 

Как считают многие эксперты,  что мораторий на закупку золота Банком России – результат лоббирования финансового мегарегулятора «золотым интернационалом», осуществляющим грабёж России.

Союз старателей России последовательно, на протяжении многих лет отстаивает необходимость увеличения доли  золота в международных резервах страны, потому что:

·         во-первых, своими закупками металла у отечественных добытчиков Банк России стимулировал бы развитие «валютного цеха» страны.

·         во-вторых, укреплял бы российский рубль.

·         в-третьих, помогал бы создавать запас золота как «чрезвычайных денег» для расчетов с другими государствами.

 

Основная  проблема золотодобывающей промышленности России - отсутствие  гарантий  реализации произведённой продукции по ценам в соответствии с Законодательством РФ и нормативными инструкциями Банка России.

Объявленное банком России ценообразование «по договорным ценам» создаёт полную неопределённость по условиям закупок и напрямую нарушает не только Законы Российской Федерации и противоречит пункту 1 статьи 21 Федерального Закона от 26.03.1998 №41-ФЗ (ред. от 11.06.2021 г.), в которой сказано, что «при осуществлении разрешенных законодательством сделок оплата драгоценных металлов производится с учетом цен мирового рынка» но и Указание самого  Банка России от 28.05.2003 г. № 1283-У «О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы». В соответствии с п. 2 данного Порядка учетные цены на аффинированные драгоценные металлы рассчитываются Банком России исходя из действующих на момент расчета значений цен на золото, серебро, платину и палладий, зафиксированных на лондонском рынке наличного металла «спот» в ходе стандартных процедур установления цен рынка, и пересчитываются в рубли по официальному курсу доллара США к российскому рублю, действующему на день, следующий за днем установления учетных цен.

Коммерческие банки устанавливают свой дисконт на приобретение золота у предприятий, в итоге золотодобытчики теряют свыше 10% стоимости драгоценного металла по сравнению с мировыми ценами, при этом все материальные  ресурсы,  запасные части и оборудование вынуждены приобретать по мировым ценам, что никак не согласуется с рыночной экономикой, провозглашённой в России. Политика грабежа реального промышленного сектора коммерческими банками, наживающимися на безвыходном положении производителей золота, попахивает мародёрством.

Банк России  и коммерческие банки не проявили себя как надёжные покупатели произведённого в России золота,  и золотодобытчикам нужны твёрдые гарантии государства в покупке золота у предприятий как центральным , так и  коммерческими банками по установленным в законодательстве ценам, так и самим государством. Дополнительная эмиссия бумажных рублей не приведёт к росту инфляции, поскольку она будет обеспечена гарантированно произведённой продукцией.

 

Узким местом становится  банковское кредитование – основной источник финансирования инвестиций в рыночной экономике. Предприятия не могут  обращаться в банки за кредитами из-за чрезмерно высоких процентных ставок. Развивать проекты освоения новых месторождений, на которые уходит 5-8 лет при годовых ставках 20-25% попросту невозможно. Во всех успешно развивающихся азиатских странах широко практикуется целевое банковское кредитование инвестиций по символическим процентным ставкам в соответствии с приоритетами развития экономики, устанавливаемыми правительствами.

С целью недопущения развала золотодобывающей отрасли считаем необходимым  организовать  специальные кредитные линии Центробанка для золотодобывающих предприятий. В число участников этих линий следует включить уполномоченные правительством коммерческие банки, которые под объёмы предусматриваемой добычи золота могли бы получать рефинансирование от ЦБ по ставке не более 5% годовых. В этом случае конечный заёмщик мог бы получать кредит на развитие золотодобычи под 6-8% годовых.

У ЦБ должна быть задача государственного уровня – укрепление (развитие) российской экономики. Банк России может и должен укреплять российскую экономику путем наращивания рублевых кредитов, конечными получателями которых будут предприятия реального сектора экономики. Такие кредиты должны способствовать наращиванию товарной массы. Тогда исчезнет  инфляция, которую пытались побороть сжатием денежной массы и повышением ключевой ставки (с инфляцией боролись путем удушения российской экономики).

 

Третья проблема – резкий необоснованный рост стоимости основных ресурсов, используемых для золотодобычи.

Основной составляющей в структуре себестоимости добычи золота является дизельное топливо: от 20 до 40% . Введение  налогового «маневра» привело к значительному повышению цен на дизельное топливо для предприятий, расположенных в Арктических и северных регионах России. Так, отпускные цены на дизтопливо в ООО «Магаданнефтепродукт» составляли в мае 2017 г. 52,0 тыс. руб/т (с  НДС), в марте  2022 г. – 96,6 тыс. руб (с НДС), т.е. рост составил почти 86% за 5 лет, значительно обогнав уровень инфляции в стране. С учётом транспортных расходов предприятий на доставку топлива из Магадана на месторождения (10-20 тыс. руб/т) цена вырабатываемой на участках электроэнергии составляет более 40 руб/кВт-час, что подводит многие предприятия на грань банкротства, несмотря на высокую стоимость золота. В арктических районах республики Саха (Якутия) цена дизтоплива с доставкой достигла почти 140 тыс. руб/тонну (бассейн реки Адыча).

 Рост цен на топливо приведет к ухудшению положения предприятий, многие из которых с трудом выдерживают постоянно возрастающий рост цен на материальные и энергетические ресурсы и необходимость повышать зарплату персоналу. В России из 648 золотодобывающих предприятий 534 (82%)  относятся к небольшим, которые в особой степени подвержены колебаниям цен на энергоносители. Заняты на этих предприятиях около 30 тыс. специалистов, которые могут остаться без работы в случае банкротства). Дальнейший рост цен на топливо не позволит продолжать золотодобычу в северных регионах России.

В настоящее время для обеспечения бесперебойной деятельности и реализации проектов российских горнодобывающих предприятий возникли риски, связанные со сложившимся на внутреннем рынке дефицитом аммиачной селитры. В течении прошедшего 2021 года цены на аммиачную селитру возросли кратно, что существенно увеличило себестоимость производства горных работ. Так, стоимость селитры для предприятий Магаданской области с 2021 по 2022 год возросла с 29 тыс. руб/т до 76 тыс. руб/т, т.е. в 2,6 раза. Основной постулат поставщиков – резкое удорожание селитры в зарубежных странах, которое к внутренним ценам не должно относиться.

С целью обеспечения дальнейшего развития золотодобывающей отрасли считаем необходимым пересмотреть сложившееся ценообразование на основные виды ресурсов для внутрироссийского потребления и установить гарантированные цены на них, а также обеспечить приоритетное обеспечение ресурсами отечественных предприятий, а не поставки за рубеж, в частности, аммиачной селитры. 

Введение антироссийских санкций неминуемо отразится на работе золотодобытчиков, уже с августа 2022 г. кризисные явления могут парализовать российскую золотодобычу, если не будут приняты меры по их упреждению.

В качестве основных предложений  по безопасности государства в золотодобывающей отрасли российские старатели считают необходимым:

1.   Обеспечить государственные гарантии реализации добытого золота  по ценам в строгом соответствии с п.1 статьи 21 ФЗ-41 от 26.03.1998 г. и указанием  Банка России от 28.05.2003 г. №1283-У «О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы».

2.   Внести изменения в государственный бюджет на 2022  и последующие годы в части увеличения расходов на финансирование закупок произведённого в России золота в государственные резервы (ГОХРАН) и в Фонд национального благосостояния в объёме до 200 тонн и рассмотреть обеспечение для этих целей  дополнительной рублёвой эмиссии.

3.   Обеспечить специальные кредитные линии для золотодобывающих предприятий с рефинансированием от Центробанка по ставке не более 5% годовых.

4.   Пересмотреть сложившееся ценообразование на основные виды ресурсов для внутрироссийского потребления и установить гарантированные внутренние цены на них, не связанные с ажиотажным спросом  в зарубежных странах.

Матвиенко   Валентина  Ивановна
Матвиенко
Валентина Ивановна

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Опубликовать сообщение

Обратите внимание, что все данные на персональных страницах предоставлены самими персонами, либо взяты из открытых источников, если явно не указано иное.

Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите об этом в редакцию.

© Портал неофициальных сообщений «Лица»
Письмо в редакцию         27.04.2024

Ошибка БД 3