Я, Наседкин Александр Сергеевич, в настоящее время пенсионер, но свой опыт агронома-агрохимика пытаюсь использовать, чтобы найти некоторые возможности выхода из сложного состояния нашей экономики, где основой является подъем сельскохозяйственного производства и развитие сопутствующих отраслей: пищевое производство, машиностроение, прикладные разработки, наука и т.д.
И вот сейчас есть некоторые узкие места, где нужны изменения и эти изменения необходимо начинать немедленно.
И первое здесь, на мой взгляд агрохимика, это положение с российскими минеральными удобрениями.
По расчетам ВНИИ агрохимии им. Д.Н. Прянишникова изъятие из почвы элементов питания (NРК) в земледелии современной России происходит на уровне 100 кг 100% действующего вещества в среднем на один гектар обрабатываемой пашни или 8 миллионов тонн в действующем веществе.
Исходя из положений агрохимической науки таким же должен быть и уровень внесения удобрений для поддержания плодородия почвы и он запланирован МСХ РФ, правда только на 2024 год, что в 100% действующем веществе внесение минеральных удобрений должно составить 8 миллионов тонн.
Но на 2022 год мы видим заявку МСХ только на 4,7 миллионов тонн, где разрыв составляет 3,3- 3,5 мил. тонн.
А вот возвращается в почву обратно с минеральным удобрением последние годы не больше 4,5 миллионов тонн, то есть, где то лишь около половины, а все предыдущие годы, начиная с 1993 года значительно меньше.
При этом ни в одном регионе плодородие почв не повышается, даже в Краснодарском крае, где практически европейские нормы внесения минеральных удобрений.
Но кроме этого, еще более проблематично стоит вопрос по возврату в почву, микроэлементов, кальция, кремния, углерода.
Зато в прошлом году минеральные удобрения в количестве 17,5 миллионов тонн в действующем веществе были вывезены из страны, а это почти 70% произведенных в стране собственно удобрений.
И если в 2020 году было экспортировано 34,1 млн тонн минеральных удобрений общей стоимостью $7 миллиардов (1 тонна физ. веса $205). То в 2021 поставки на возросли всего на 10% до 37,6 мил. тонн, а полученная от экспорта выручка составила $12,5 миллиардов. В результате того, что за счёт произошедшего на 62% роста цен, по сравнению с предыдущим годом выручка выросла на $5 миллиардов, что обеспечило производителям удобрений значительную сверх прибыль по сравнению с плановой.
Да, производители удобрений заработали на экспорте, но при этом было допущено дальнейшее расхищение плодородия российских почв, нашего основного государственного капитала.
Но самое главное, здесь то, что Россия не получила никаких дополнительных поступлений от применения этих потерянных для собственной экономики удобрений. Между тем, мы можем с достаточной точностью определить эту потерянную государством достаточно серьезную выгоду.
Если ( гипотетически, чисто условно для расчета ) внести все эти проданные за границу удобрения только под наши зерновые культуры, а это совсем не много; 17,5 млн. тонн : 48 млн. га посева, это всего лишь 365 кг д.в /га, средняя европейская норма внесения, а КНР под зерновые вносит даже еще в 1,5 раза больше.
То при самом минимальном, но реальном коэффициенте окупаемости - 6,5 (кстати, европейский норматив окупаемости в двое выше), мы получаем сразу же, в первый год 110-120 миллионов тонн дополнительного зерна.
Умножаем даже на 250 долларов, то это 28-30 миллиардов. Замечу, что зерно это один из самых дешевых наших экспортных товаров. А если мы прибавку этой потерянной нами продукции пересчитаем на другие более маржинальные культуры, то она составит для государства Российского минимум 50-60 миллиардов и это стоимость только сырья без никакой переработки.
Но и это еще не все. Не смотря на крайне серьезные убытки государства от необоснованного экспорта минеральных удобрений, то вот наши забугорные друзья приобретатели первоклассных российских удобрений постоянно получают дополнительную продукциюуже на значительно большую сумму, поскольку они, в отличии от россиян, используют удобрения с гораздо большей отдачей), а у них это не менее $100-120 миллиардов, при этом затрачивая на покупку российских удобрений всего лишь 12,5 миллиардов, а все прошлые годы значительно меньше.
А это ежегодно минимум $100 миллиардов долларов российских дотаций в аграрный бизнес наших заклятых коллег.
Где же здесь здравый смысл министерства экономики, министерства сельского хозяйства и министерства промышленности и торговли ?
Только вот сама Россия ежегодно недополучает продукции на $50 миллиардов, а в перспективе фактически на 100 минимум, а с переработкой на 150-200 миллиардов и это при том, что вся эта дополнительная переработанная продукция, по существу, является нашим чистым экспортом, по выручке сопоставимым эскспортом углеводородов.
Не буду говорить пока об экспорте продовольствия, это отдельная тема, а только добавлю несколько определяющих моментов. В стоимости прибавки, которую я оценил достаточно взвешенно, была посчитана только прибавка от действия удобрений, а это всего лишь 40-50% от суммы общей прибавки, а вот 50-60% роста составляет действие сопутствующих факторов, таких как репродукция и подготовка семян, сортовая агротехника, биологические технологии и достаточно многое другое.
В результате чего в перспективе возможностироссийского экспорт продовольственных товаров могут быть увеличены до 250-300 миллиардов. И еще минимум на 50% роста мы получаем за счет введения в оборот 40 миллионов гектаров не обрабатываемой с 1990-х годов российской пашни. Кстати потенциал экспорта продовольствия можно посчитать и другими методами, например по величине потребления, но и в этом случае мы получаем тот же самый результат; - 400-500 миллиардов и это вполне может составлять долю России в мировом экспорте продовольствия. Что безусловно позволит нашей стране иметь самые сильные позиции в мировой экономике.
А мы вместо этого теряем плодородие собственной пашни, теряем рабочие места, теряем налоги, которые можно получить при переработке нашей дополнительной продукции.
И это только растениеводство, а есть еще и другие виды потерь. Если во второй половине 1980-х годов в РСФСР в колхозах и совхозах ежегодно вносилось 457-465 млн. т органических удобрений, около 3,6 тонн на гектар пашни, то последние годы в РФ условно вносится только 80 млн. тонн. А это в первую очередь выпадение из биологического оборота элементов питания с невнесенным в пашню навозом (ежегодно это 200-220 мил. тонн), а это минимум еще 4,5 - 5,5 миллиона тонн в пересчете на действующее вещество, и почти столько же еще пашня РФ безвозвратно теряет еще и с экспортом сельскохозяйственной продукции, хотя, при диверсификации экспорта, эта цифра может быть значительно снижена. При этом также к безвозвратным потерям относится и значительная часть азота, потерянного из невнесенного навоза в результате денитрификации.
И здесь крайне нужны законы регулирующую эту сферу.
Из срочных мер по исправления сложившегося положения, мне видится полный запрет в течении 5 лет на экспорт минеральных удобрений, что позволит в течении 3 - 4 лет удвоить производство в стране растениеводческой производство в стране растениеводческой продукции и только за счет этого обеспечить устойчивый ежегодный рост отрасли на 12 - 15 %. И только после восстановления в почве достаточных запасов элементов питания можно разрешить экспорт, при том, только синтетических азотных удобрений, поскольку вывозить из страны такие невосполнимые элементы плодородия как фосфор и калий категорически недопустимо по определению, как нарушение Конституции России. Кстати, именно так было в СССР, никого экспорта; существовало министерство минеральных удобрений СССР, всесоюзное производственно-научное объединение по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства (Союзсельхозхимия) и существовала настоящая Продовольственная Программа, а никакая то совершенно безответственная Доктрина.
Теперь, то что можно сделать прямо сейчас в условиях военного времени по данной ситуации конкретно и неотложно;
1. Полное прекращение РФ экспорта минеральных удобрений.
2. Все произведенные в стране удобрения должны быть по максимуму внесены в течении вегетационного периода.
3. Для обеспечения в отечественном земледелии рационального научно обоснованного использование минеральных и органических удобрений создать на местах в районах и хозяйствах отделы агрохимической службы (агрохимические лаборатории
и опытные поля) в целях сбережения плодородия почвы и роста продуктивности сельскохозяйственных культур .
4. Создание «Агрохимлизинга», позволяющее передавать землепользователям минеральные удобрения в форме товарного кредита с отсрочкой платежа в течении 30-45 дней после уборки урожая.
5. Использовать для финансирования деятельности «Агрохимлизинга» сверх прибыль от продажи на экспорт минеральных удобрений (это только за 2021 год не мене 4-5 миллиардов), поступления от зернового демпфера и в дальнейшем поступления от налога на отчуждение биогенных элементов.
6. Внести в ГД закон о введении налога на отчуждение биогенных элементов.
С уважением Александр Наседкин
8-9520079348 nasedkin.aleksandr@mail.ru
|
© Портал неофициальных сообщений «Лица»
|
23.03.2022 в 04:26