Как работает курская поликлиника во время второй волны коронавируса
Начнем банально - слухи о смерти курского здравоохранения явно преувеличены. Оно живо, оптимизируется, приспосабливается к новым условиям, даже совершенствуется. Вот только пациентам от этого не легче.
Да и пациентов-то, как таковых не стало. Они исчезают, оставляя только цифровые следы. Есть номер страхового полиса, бумажный талончик – вот это и есть сегодняшний больной. Да и врача нет больше – есть специалист, который может дать оценку тому, что ему показал компьютер.
Это называется дегуманизация. Нет больше доктора и пациента, как двух людей, взаимно заинтересованных в положительном исходе дела. Есть цифры анализов, рентгеновские снимки – это больной. И есть реакция эксперта – пить вот эти таблетки, мазать вот эти мази.
До свидания, время приема закончено, в дверь заглядывает очередной страховой полис…
Какое длинное предисловие, однако. К сути.
Заболела у меня нога, ходить больно, ступня опухла. Куда идти? В родную Курскую городскую больницу № 1 им. Короткова (кстати, КГБ 1, это не я придумал, так и в направлениях к врачам указывается).
Шел со страхом и трепетом. Во-первых, полтора года назад у меня был печальный опыт, когда мне лечили артроз ступни, а у меня был перелом пальца (на рентген сразу не послали). Во-вторых, идет вторая волна коронавируса, как там все организовано?..
Вторая причина страха отпала сразу же. Ничего страшного. Сотрудник с «пистолетом-термометром» в руках, все в масках и практически никто их не снимает, к бахилам же отношение большей частью пренебрежительное, антисептик на руки – пожалуйста, полосы клейкой ленты на полу и на креслах – через одно.
К кому с моей ногой обратиться?
Одна из моих бабушек, страдавшая ногами, иногда говорила: «Унучик, дай-ка мне таблеточку от ноги». Я давал ей анальгин, а иногда, жалея организм, переживший уже многое – просто глюкозу. Действовало, кстати, одинаково, бабушка говорила, что полегчало.
Кто же мне пропишет таблетку уже от моей ноги? Внуков еще нет. Робот-талоновыдаватель сообщил, что к травматологу мне не попасть – максимум через две недели, к ревматологу – тоже, доступен оказался хирург.
Ну, как доступен? Талон мне достался дней на десять вперед. И то хорошо. Все эти дни я занимался самолечением – обезболивающие таблетки, мази. И опухоль прошла, и ходить стало легче.
С тем и пришел к хирургу. В регистратуре сказал, что мне бы карточку. Сказали, что найдут, принесут.
Хирург ногу посмотрел, даже потрогал.
- Кровообращение нормальное. Что вы от меня хотите? Вы же сказали, что лечитесь, ну и лечитесь дальше.
- Доктор, а может рентген стопы сделать?
-А зачем, что вы там ищите – опухоль?
- Доктор просто мне полтора года назад лечили артроз левой стопы, а оказалось, что там перелом пальцев. А если бы сразу рентген сделали…
- Перелом, значит, травма была. Должны же вы помнить, где и когда травмировались… Давайте вы с терапевта начнете, она вам все направления даст.
Для порядка все же выписал еще таблетки и мазь.
- Доктор, а медкарту не принесли, обещали, что принесут?..
- А сейчас не понятно с этим – то носят, то не носят. Не волнуйтесь, я все записал.
Ну ладно. Начать с терапевта…. Как же я, дурак, забыл, что и в прошлый раз именно терапевт меня выручил. Хирург прав – травма тогда была. Но я не знал, что она была. Такой вот парадокс.
Я просто переусердствовал с ножным массажером. Но не думал, что сломал палец. Стало больно ходить, пошел к хирургу. Тот про рентген и говорить не стал – артроз, вот вам уколы, мази, таблетки. Немного зажило, я снова стал стопу разрабатывать – надо от артроза избавляться.
И снова нога заболела. И вот тогда, попав уже к терапевту, а от него на рентген, я узнал, что у меня сломаны уже два пальца.
…В общем, все это было бы смешно, если бы не было больно. И если человек дурак (это я про себя), он всегда найдет, что себе сломать и не заметить. Даже жизнь…
Спустившись от хирурга в регистратуру, все же спросил про карту. Ищут, ответили мне. Ладно… Поинтересовался про талончик к участковому терапевту – нет ли случайно на сегодняшний день? Нет, но попробуйте без талона, доктор хороший, может и так примет.
Приняла. Выписала направление на рентген, дала талон сразу и к ревматологу, талончики на анализы, измерила давление, порекомендовала, как его нормализовать, объяснила и про карты – сейчас все в электронном виде. (Странно, а чего тогда в регистратуре тихарились?)
Полный благодарных чувств к терапевту, вспомнил недавний разговор со своими знакомыми из Кирова. Сидят дома с коронавирусом: «И никому мы больше не нужны кроме участкового врача».
Посмотрел талончики для анализов, подивился точности расписанного времени. Примерно так: 08.28 надо быть в одном кабинете, 08.32 – в другом. Не может быть. Может. Очередь была, но она продвигалась с такой скоростью, что ее, можно сказать, и не было.
Не обошлось без примет времени. Это были дни, когда активно обсуждалась судьба лабораторий. Одна из сотрудниц, поглядывая на пациентов, время от времени пулушепотом бурчала: «Вот, может последний раз у нас сдаете, будете ездить в даль дальнюю!». Другая пыталась ее урезонить: «Хватит тебе, люди же тут!». «Вот и пусть знают».
Результаты анализов сразу поступают на электронную карту. Удобно. Все неплохо, но повышен холестерин. Терапевт назначила лекарство.
А результаты анализов распечатала. Бумагу, кстати, экономят, печатают и на обратной стороне уже использованных листков, обрезают. И это, наверное, правильно. А вот экономия рентгена, которая, подозреваю, тоже имеет место быть, так процедура все же дорогая – это зря.
Рентген стопы делала очень симпатичный сотрудник. Красивая девушка работала ловко, и я не удержался от комплимента.
Никаких патологий рентген не показал. Пошел к ревматологу. Здесь прием прошел очень дистанционно, в отличие от терапевта, хирурга и рентгенолога.
- Здравствуйте, садитесь, - доктор указала на стул, стоящий ровно в полутора метрах от ее стола.
- Ну что поделаешь, правила такие, - пояснила она в ответ на мой недоуменный взгляд.
Посмотрев снимок, результаты анализов, доктор велела мне сделать анализ на мочевую кислоту: «Но у нас его не делают, надо в платной лаборатории сделать и сразу ко мне, возможно у вас подагра начинается…». И дала направление в отделение восстановительного лечения на ультразвук.
В платной медлаборатории, куда пришел пораньше, я был 36-м в очереди. Но ждал недолго. Две медсестры шуровали со страшной скоростью, но при этом весьма профессионально, давая пациенту и посидеть минутку-другую после забора крови и залепляя потом ранку пластырем телесного цвета.
Вот где деньги текут рекой. И вопрос – а почему не делают анализ на мочевую кислоту в поликлинике? И еще вопрос – я знаю случаи, когда бюджетные организации с немалым количеством работников проходят медосмотры в частных клиниках, переводя, таким образом, приличные суммы в частные руки. А почему нельзя такие осмотры проводить к госклиниках? И им платить?
…Подагры, этой болезни королей и аристократов, у меня не оказалось. Лечение ультразвуком, кажется, дало свои плоды. А может это просто внушение, как у моей бабушки с таблеткой от ноги.
Вот и реаниматолог спросила:
- Помогает?
-Кажется, помогает, доктор. А может, это только кажется…
- Позитивное самовнушение – это тоже хорошо, - сказала доктор, - плюс хорошее известие, что подагра не подтвердилась. Лечитесь? И лечитесь дальше. А если что будет не так, приходите…
Вот, в общем, и все.
Электронная система медицинских карт работает. Правда, при этом наблюдал забавную сцену – вечером сотрудник поликлиники, забравшись на табурет, меняла таблички на огромном расписании работы поликлиники – какой врач в каком кабинете принимает, время приема. Я так понимаю, что пока на электронное табло или денег не хватает или просто еще время не пришло.
Лиц врачей, которые со мной общались, я не знаю. Встретишь на улице и не поздороваешься. Позитивное самовнушение, как отметила доктор, дело хорошее. Но получить его в сегодняшней поликлинике сложно.
Заметно, что люди подавлены. Раньше в очередях в кабинеты шли разговоры – о политике, футболе, губернаторе, врачах… Возникали перебранки из-за того, кто первый пройдет. Сейчас этого нет. Народ молча и даже мрачно сидит в масках в отдалении друг от друга. Тягостная атмосфера…
- А ну-ка, голубчик, покажите-ка свой язык. Так-так… А теперь глаза посмотрим… А давайте-ка теперь животик попальпируем. Здесь не больно? А здесь? Ну, садитесь, расскажите, чем занимаетесь, где работаете? Живете один? Как питаетесь? Сон хороший? Родители чем-то серьезным болели?
…Ах, оставим эти чеховские наработки. Хотя это вроде врачебная аксиома. Ну как можно лечить человека, подробно не расспросив его? Оказывается, можно. Если на прием отведено 12-15 минут, то до разговоров ли тут? Ведь надо еще успеть все записать.
При этом сделать это надо исключительно качественно. Это одно из основных требований. И еще не должно быть претензий от пациентов. В принципе, это все, что требует сегодня от врача менеджерская система управления медициной.
Время этики ушло, пришло время технологий. И знаю, что многие врачи в такой ситуации мучаются – поступать по совести или как требует система?
И раньше-то врач смотрел больше не на пациента, а в медкарту, а теперь и вовсе – практически только на экран компьютера. А если прибавить к этому еще и маски на лицах, то все это напоминает фантасмагорию.
Врач не видит пациента, пациент – врача, плюс еще между ними полтора метра дистанции. Социальной… Которая только усиливает процесс дегуманизации. То есть расчеловечивания.
И по сравнению с тем, что было полтора года назад, пациентов стало заметно меньше. Столпотворения нет. Зато в аптеках, сами знаете, сколько людей. Лечились и лечимся…
|
© Портал неофициальных сообщений «Лица»
|
15.10.2020 в 19:51