ОБЩЕСТВО СООБЩАЕТ ВЛАСТИ
ИНТЕРВЬЮ

Алексей Цыденов: из огня да в полымя

14.08.2017, 09:36
Поделитесь с друзьями:

─ Из огня да в полымя ─ это про вас, Алексей Самбуевич?

─ Пожалуй. Я в Москве работал весьма напряженно, здесь, в Бурятии, тоже сразу включился по полной программе. Получается, раньше было непросто и сейчас легче не стало. Но это нормально, не жалуюсь.

До февраля 2017-го пять лет трудился замминистра в Минтрансе России, отвечал за ряд направлений ─ железнодорожную отрасль, различные комплексные транспортные объекты, включая автомобильные дороги, портовую инфраструктуру. В частности, курировал строительство Мурманского транспортного узла. Также занимался информатизацией ведомства и реформированием упраздненной в феврале 2016-го Росграницы. Функции федерального агентства тогда передали Минтрансу, и я контролировал реорганизацию структуры. А еще ─ наземное использование технологий ГЛОНАСС, транзитные перевозки, стратегическое планирование в рамках министерства. Словом, вел разные проекты, трудился насыщенно, мои полномочия потом поделили между несколькими замами…

─ И все-таки тут, в Бурятии, полагаю, погорячее будет. В буквальном смысле. С пожарами, бушующими в тайге с апреля.

─ Сейчас ситуация лучше. Тушим. По сравнению с прошлым годом горит в два с лишним раза меньше, хотя по погоде стоит та же засуха. Стараемся быстрее реагировать. В этот раз жилье почти не пострадало, только весной сгорело около двадцати домов в селе Черемушки в Прибайкальском районе.

─ Успеют погорельцы справить новоселье до зимы?

 

─ До сентября обязательно все сделаем… Как снег сходит, так пожары и начинаются. Причины разные. Несмотря на предупреждения и запреты, люди продолжают жечь траву на сенокосных угодьях, огонь с лугов уходит в лес. Ну и традиционно летом бывает много сухих гроз на фоне жары.

В этом году поменялась скорость реагирования, увеличилось количество привлеченных к тушению сил, Рослесхоз выделил дополнительные средства, МЧС помогает с техникой. И мы, конечно, делаем от нас зависящее.

 ─На Красноярском экономическом форуме вы называли сумму: 2 миллиарда рублей в год. Мол, при таком финансировании тема горящей бурятской тайги будет закрыта. Вам же дают 400 миллионов.

─ Даже меньше ─ 330 миллионов рублей.

Кто зажал остальное?

─ Никто не зажимал. 2 миллиарда ─ это расчет по нормативам. Не то, что раньше давали, а потом перестали. Таких денег никогда не было. Есть только теоретически обоснованный норматив. Но по нему и на содержание дорог, школ, детсадов нужно в разы больше, чем есть по факту. Конечно, финансирования не хватает. Что имеем, тем и распоряжаемся. Надо не сетовать попусту, а исходить из реалий.

Читал, что до этого года вы в Бурятии не бывали?

─ Только мельком. Участвовал в различных совещаниях, но, можно сказать, по-настоящему приехал 8 февраля, на следующий день после подписания президентского указа о назначении врио главы.

 

Потенциал Бурятии я знал, местные особенности тоже. По сути, новая для меня тема ─ сельское хозяйство

 

В принципе, проблемы региона более или менее представлял, поскольку, работая в аппарате правительства России в период премьерства Владимира Путина, курировал сначала транспорт, потом гражданские виды промышленности: металлургию, лесопереработку, машиностроение. Потенциал Бурятии я знал, местные особенности тоже. По сути, новая для меня тема ─ сельское хозяйство. Вот тут мой опыт такой… детский.  Школьником проводил лето у бабушки в селе Кусочи в Агинских степях. Тогда это была Читинская область, теперь ─ Забайкальский край. Пас коров, стриг баранов.

Мой папа ─ чистокровный бурят, прабабушка даже по-русски не говорила, только на родном языке.

А вы его знаете?

─ Учу. И знакомлюсь с республикой. А концы у нас, знаете, немаленькие. 650 километров от Улан-Удэ в одну сторону, почти 700 ─ в противоположную. Это если считать по протяженности автодорог, по площади же республика в полтора раза больше. Такие расстояния еще преодолеть надо. Не везде можно проехать на машине. В Северобайкальск и Муйский район проще добраться на поезде через Тайшет. Зигзагом. До недавнего времени и самолеты в те края почти не летали. Был рейс Ан-24 раз в неделю. С билетом за 11 тысяч рублей. Кто такое потянет? Территория фактически отрезана от центра республики, в экономическом и социальном плане больше ориентируется на Красноярск и Иркутск.

Мы приняли решение, выделили деньги, договорились с авиакомпанией "Ангара" ─ теперь у нас три раза в неделю самолет летает в Нижнеангарск и дважды ─ в Таксимо. Цена билета ─ 6–7 тысяч рублей. Разницу субсидируем из республиканского бюджета.

Регулярное региональное авиационное сообщение жизненно необходимо. С нашими-то расстояниями и логистикой! Последняя местная авиакомпания лишилась сертификата эксплуатанта через пару дней после моего прихода сюда. Физически не успел вмешаться в ситуацию. Будем создавать новую.

Готовим совместный с Улан-Удэнским авиазаводом проект по производству аналога Ан-2 с улучшенными характеристиками: и по взлетной массе, и по скорости.

Ну и дороги, конечно, надо приводить в порядок. Ремонтировать, строить. По некоторым и на джипах не пробраться.

А верхом на лошади скачете?

─ Конечно. Могу, даже хочу. Это ведь удовольствие! Давно, правда, не садился в седло. Наверное, со времени все тех же летних поездок к бабушке, когда пас стадо.

Вы единственный ребенок в семье?

─ Я старший из братьев. Павел моложе на четыре года, Николай ─ на тринадцать лет.

У нас железнодорожная династия в четвертом поколении. Прадед по материнской линии в 1904 году работал кондуктором на Китайско-Восточной железной дороге в Харбине, дедушка с бабушкой с отцовской стороны были путейцами в Забайкалье. Мои родители ─ железнодорожники. Как и теща.

Мы с братьями тоже окончили Университет путей сообщения. С красными дипломами.

 

Могу раз в год бесплатно проехать в купейном вагоне. Правда, никогда не пользовался этим правом

 

С тех пор вы успели стать почетным железнодорожником, Алексей Самбуевич.

─ Да, могу раз в год бесплатно проехать в купейном вагоне. Правда, никогда не пользовался этим правом. Как-то вот не сложилось.

Но Транссиб наверняка пересекали из конца в конец?

─ В студенческие годы работал проводником на маршруте Борзя ─ Москва. Это узловая станция в Забайкальском крае, недалеко от границы с Китаем. Там идет разведение дорог на КНР и Монголию. Рейс продолжался двадцать одни сутки. Из Читы ехал в Москву, оттуда обратно в Борзю, потом ─ опять в столицу, в итоге через три недели возвращался в Читу и только там менялся.

 

Опыт потрясающий! Самые разные люди встречались, порой такие истории были, хоть мемуары пиши. Помню, из Новосибирска в Иркутск ехали сразу семь… овчарок. С выставки. В одном вагоне. Правила перевозок позволяли. Обошлось без скандалов, четвероногие вели себя культурно, лучше иных людей.

Однажды вез старого цыгана с гармошкой, он пил всю дорогу, но был настолько обаятельным и так лихо играл, что полвагона ему подпевало, хотя сначала соседи деда высказывали неудовольствие из-за шума.

Женщина "зайцем" ехала из Москвы. Ее обокрали, ничего не осталось ─ ни документов, ни денег. Но было видно: человек нормальный. До Красноярска вез ее. Несколько суток. Когда заходили ревизоры, дама пряталась в рундуке. Все в вагоне знали, но молчали. Наоборот, людям было стыдно, что интеллигентная женщина в возрасте, а сидит среди постельного белья. Такое, понимаете, коллективное неудобство.

А если бы нашли?

─ Высадили бы. Мне выписали бы штраф. Я этого не боялся. Хотелось человеку помочь…

После вуза у вас карьера резко в гору пошла.

─ В трудовой книжке есть забавная запись, что я начинал бухгалтером восьмого разряда третьей категории. Хотя получил техническую специальность, не имевшую отношения к финансам. В управлении дороги в Хабаровске, куда пришел устраиваться после университета, других ставок не было, вот и записали на свободную. Хотя занимался я, конечно, не бухгалтерией.

А почему вы не вернулись в Читу к родителям?

─ Хотел строить самостоятельную жизнь. К тому времени я уже был женат на Ирине. У нас все быстро получилось. 8 марта 1997 года познакомились, 2 апреля сделал предложение, а 12 июля мы расписались. 18 апреля 98-го родился наш старший сын Илья.

Двадцать лет как вместе. В народе говорят, фарфоровая свадьба.

 

В трудовой книжке есть забавная запись, что я начинал бухгалтером восьмого разряда третьей категории

 

Обычный путь молодой семьи. Десять съемных квартир сменили в Хабаровске, кочуя с места на место. То хозяева просили освободить помещение из-за маленького ребенка, который по ночам беспокоил соседей, то у нас не хватало денег на аренду. По-всякому было. Как-то мне от управления выделили комнату в доме отдыха локомотивных бригад. В ней кроме нас с женой и шестимесячного Ильи жил совершенно посторонний человек. Путеец. Когда я уходил на работу, Ира брала малыша, выходила на улицу и ждала, пока вернусь. Находиться в комнате с чужим мужчиной молодой девушке было как-то не очень. Выдержали такие условия неделю и быстро нашли другую съемную квартиру.

В итоге получили свою?

─ Купили. Сколько работаю, ни разу жилье не доставалось мне даром. И здесь, в Улан-Удэ, буду брать по ипотеке.

Уже определились с местом?

─ Да, присмотрели квартиру. Конечно, с точки зрения комфорта дом за городом был бы лучше, но детям в школу ходить, в кружки разные, в секции спортивные… Не наездишься.

У вас ведь семья большая?

─ Четверо детей. Старший остался в Москве, учится в Бауманке на ракетостроении. Илья осознанно пошел не по моей стезе: "Хочу все сам". Специальность тяжелая. Но тянет. Мне это нравится.

Остальные трое ─ с нами. Георгий в этом году празднует двенадцать лет, Кире — восемь, а младшему Льву только десять месяцев исполнилось.

Ирина два контейнера вещей упаковала ─ и сюда.

Она ─ мой надежный тыл. Всегда и во всем поддерживает. Какие бы трудности ни случались. Был период, на железной дороге пять месяцев не платили зарплату, жилось тогда, мягко говоря, не очень сладко. Питались рисом, макаронами да соевым мясом. Ни на что другое денег не было. Ни на фрукты, ни на овощи не хватало. А Ира кормила Илью, чтобы не пропало молоко, пришлось даже на время отправить ее с малышом из Хабаровска в Читу к родителям.

Но она быстро вернулась, жена ─ девушка с характером. Половина моих достижений ─ ее заслуга.

Как домашние отнеслись к необходимости переезжать из столицы в провинцию?

─ Никаких проблем! В Улан-Удэ, конечно, дома пониже, асфальт пожиже, но принципиально ничего не изменилось. Магазины такие же, торговые центры. Здесь есть все, что нужно для жизни. Досуг, спорт, театры, кинотеатры.

У меня свой режим, который и в Улан-Удэ не изменился. Утром встал, в машину сел и ─ на работу. Вечером домой вернулся. Так и живем...

Источник: http://tass.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Показать все
Все за текущий месяц Все за этот год Все за прошлый год
Найти по дате:
показать
© Портал неофициальных сообщений «Лица»
Письмо в редакцию         19.04.2024

Ошибка БД 3