Уважаемый Михаил Владимирович!
Очень понимаю вашу загруженность, но в предверии Дня учителя, прошу обратить внимание на столетнюю давность статуса и зарплату учителя в России и сопоставить прошлое и нынешнее положение учителя. иОсобо обратить внимание на высказывание А.П. Чехова \"... Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ - вы понимаете?! - воспитывать народ! Отвратительно все это. Какое-то издевательство над человеком, который делает большую, страшно важную работу.\"
Информация о статусе и зарплате учителя 120 лет назад. Почему сегодня все так плохо и почему медработники оказались в приоритете на выравнивание зарплаты по России.Мода?
Михаил Владимирович, копия информации отправлена вашему заместителю Голиковой Татьяне Алексеевне.
Надеюсь, что в предверии Дня учителя вы вспомните об их положении в обществе и соотнесете статус учителя и размер его заработной платы в с выполнением социальных программ и производственного развития России в целом.Надеюсь,что эта информация, заработает в правительственных кабинетах и когда нибудь, положительно скажется на всем педагогическом сообществе.
Учитель в царской россии Ленин говорил: «Народный учитель у нас должен быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств».
Очевидно, Владимир Ильич был уверен, что в царской России учитель беден и унижен. Предлагаю ознакомиться с кое-какой информацией по России (к 1913 году)
Во-первых, нагрузка учителя считалась уроками, а не «часами», как сейчас, что вводит в заблуждение обывателей. Эти так наз. современные «часы нагрузки учителя» не имеют ничего общего с астрономическим часом (60 мин.) Во-вторых, нормативная нагрузка учителя гимназии (т.е. по-нашему, средней школы) составляла 12 уроков в неделю. Дополнительно разрешалось взять ещё до 6 уроков, т.е.18 часов – это была максимальная урочная нагрузка. ЧАСТЬ 2. Ещё при Александре I повысился социальный статус учителей, так как учительские должности в законодательном порядке были соотнесены с чинами Табели о рангах. Например: - в XIV классе (коллежский регистратор состоял учитель рисования уездного училища;
- в XII классе (губернский секретарь) - учителя уездного училища, учитель рисования гимназии;
- в X классе (коллежский секретарь) - учителя языков (\"младшие\") гимназии;
- в IX классе (титулярный советник) - учителя наук (\"старшие\") гимназии, смотрители уездных училищ;
- в VII классе (надворный советник) - директор гимназии.
Чин XIV класса в статской службе давал личное дворянство, чин VIII класса (коллежский асессор) - потомственное дворянство, со всеми соответствующими правами и привилегиями.
Замечание: факт биографии Ленина – он был потомственным дворянином благодаря отцу, который дослужился до должности директора народных училищ в Симбирской губернии (инспектировал начальные школы), награждён орденами Святых Анны, Владимира, Станислава, поэтому имел чин IV класса (действительный статский советник), что соответствовало генерал-майору, и получил потомственное дворянство.
Вспомните хотя бы одного современного инспектора сельских начальных школ с тремя государственными наградами, пусть даже гипотетически сравнимого с генералом!.
ЧАСТЬ 3.
В 1909 г. Министерство народного просвещения внесло в Государственную думу законопроект \"Об улучшении материального положения служащих в средних общеобразовательных учебных заведениях и окружных инспекторов\".
\"Едва ли можно сомневаться в том, - говорилось в проекте, - что учительский труд принадлежит, наряду с немногими другими профессиями, к числу наиболее утомительных, тяжелых и истощающих; поэтому и для привлечения к педагогической деятельности желательных лиц необходимо не только дать преподавателям вознаграждение, обеспечивающее им безбедное существование, но и вселить в них уверенность, что, по мере прохождения службы, материальное благосостояние их будет увеличиваться...\"
С 1912 г. после принятия закона учителя наук и языков с высшим образованием получали годовой оклад в первые пять лет службы 900 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 400 руб., так что преподаватель со стажем 20 лет получал 2500 руб. в год. Учителя приготовительных классов и учителя наук и языков без высшего образования начинали с годового оклада 750 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 200 руб., так что преподаватель с 20-летним стажем получал 1550 руб. в год. Дополнительные уроки (свыше 12-ти в неделю) у первых оплачивались по 75 руб. в год, у вторых по 60 руб. Наконец, классное наставничество стало оплачиваться в размере 600 руб. в год.
Кроме того существовала система частных уроков (репетиторство), занимались этим в основном студенты.
Но если нанимали учителя, то оплата была достаточно высокой. Например, у Чехов в рассказе «Учитель словесности» Никитин получал за один частный урок 5 рублей - месячный заработок домашней прислуги.
ЧАСТЬ 4.
В средней школе существовали и некоторые другие виды выплат. Так, при закрытии учебного заведения учителям должны были не только предоставить другую работу, но и выплатить годовой оклад.
В случае смерти невыплаченное жалование отдавалось семье покойного. При поступлении на службу выплачивались подъемные в размере 1/3 годового оклада плюс прогонные (оплата проезда к месту будущей службы).
Пенсионное обеспечение:
у преподавателей с высшим образованием годовой пенсионный оклад равнялся 1800 руб., у преподавателей без высшего образования - 1100 руб.
По Уставу 1828 г.: \"Директор, Инспектор, и учители Гимназий, а равно и штатные Смотрители и учители уездных училищ, при увольнении от мест, награждаются за 20 лет беспорочной службы половинными, а за 25 лет полными, против получаемаго ими оклада, пенсиями... За служение свыше 25 лет определяется еще соразмерная прибавка к пенсии...
Полный оклад пенсии выплачивался после 25 лет службы, при этом можно было продолжать службу и получать жалование в полном размере, а за каждые 5 лет работы после основного стажа пенсия увеличивалась на 20%; дети пенсионера бесплатно обучались в любом среднем учебном заведении системы Министерства народного просвещения. ЧАСТЬ 5. Теперь месячная зарплата:
- учителя (без стажа) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 90-100 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);
- учителя (с высшим образованием и стажем 20 лет) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 270 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);
- учитель с высшим образованием и 20-летним стажем работы, проводивший 6 дополнительных уроков (сверх нормативных 12-ти) и исполнявший должность классного наставника, – 295 руб. в месяц.
ЧАСТЬ 6.
Месячное жалованье / зарплаты в Российской Империи к 1914 году были следующие: - прислуга от 3 до 10 руб. + жильё и питание; - рабочие провинциальных заводов, деревенских мануфактур, а также чернорабочие, грузчики (за 60 и более часов в неделю) - от 8 до 15 рублей в месяц; - рабочие на металлургических заводах Москвы и Петербурга - от 25 до 35 рублей; - младшие чины государственных служащих, простые служащие почты, помощники аптекарей, санитары, библиотекари - 20 рублей в месяц; - врач земской больницы - 80 рублей, у фельдшеров - 35 рублей, заведующий больницей - 125 рублей в месяц; - начальники почтовых, железнодорожных, пароходных станций в крупных городах - от 150 до 300 рублей; - штабс-капитан - от 93 до 123 рублей, капитан - от 135 до 145 рублей, подполковник от 185 до 200 рублей в месяц; - полковник Царской армии - 320 рублей в месяц, генерал в должности командира дивизии имел оклад 500 рублей, а генерал в должности командира корпуса – 725 рублей в месяц - депутаты Государственной Думы - 350 рублей;
- губернаторы - около одной тысячи рублей,
- министры и высшие чиновники, члены Государственного Совета – 1.500 рублей в месяц.
ЧАСТЬ 7.
Таким образом, учитель с высшим образованием со стажем 20 лет, общей нагрузкой 18 уроков (12 часов нормативной нагрузки на ставку + 6 дополнительных уроков в неделю) и классным наставничеством получал зарплату 295 руб. в месяц, что было в 14 раз больше средней зарплаты рабочего, 92% к окладу полковника, 84% к окладу Депутата Госдумы, 60% к окладу генерала Царской армии и совпадало с окладами начальников железнодорожных и пароходных станций в крупных городах. Даже начинающий учитель без высшего образования, не исполняя должности классного наставника и не ведя дополнительных уроков, получал за свои 12 уроков в неделю зарплату в 3 раза выше, чем среднестатистический рабочий, который работал 60 часов и более. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Обычная стоимость съёмной квартиры для семьи со средним доходом (т.е. порядка 80 рублей) была примерно 15 рублей в месяц.
Учитель гимназии (т.е. средней школы) мог позволить себе снимать квартиру улучшенного качества за сумму около 25 рублей и содержать прислугу (женская – 3-7 рублей, мужская – 5-10 рублей).
Кстати, о Чехове..., вот, что он изрёк 120 лет назад: Если бы вы знали, как России необходим хороший, умный, образованный учитель. У нас в России его необходимо поставить в какие-то особые условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича. Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас - это чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить с такой же охотой, с которой пошел бы в ссылку. Он должен быть первым человеком, чтобы мог ответить на все вопросы, чтобы дети черпали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы не мог орать на него тот, кто носит звание инспектора школы, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном выполнении циркуляров.Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ - вы понимаете?! - воспитывать народ! Отвратительно все это. Какое-то издевательство над человеком, который делает большую, страшно важную работу. 120 лет прошло, а все, так же - отвратительно! И сегодня, в настоящее время, УЧИТЕЛЬ. тем более ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ, СУЩЕСТВУЕТ, как чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить с такой же охотой, с которой пошел бы в ссылку. КТО СДЕЛАЛ УЧИТЕЛЯ ТАКИМ!!!??? КТО ЕГО УНИЗИЛ ДО СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОЧЕГО????? ОДНИМ СЛОВОМ - ПОЗОР! Мой личный пример. Моя жена, Раиса Алексеевна -Учитель - методист, Отличник народного образования, Заслуженный учительРФ, Победитель международного конкурса преподавателей-методистов в 2019году с пятидесятилетним стажем педагогической работы имеет заработок за 20 часов 18000 рублей(это средняя?!!! в промышленности) плюс 2000 за вание Заслуженный учительРФ и пенсия за 50 лет работы 15000рублей. !!!??? Вопрс: Кто больше думал и заботился об учителе!!!??? В конечном итоге о России. Надеюсь, что внимание и достойное отношение со стороны общества и тем более,правительства к учителю в Росси, когда нибудь изменится в лучшую сторону. И конечно, не хотелось бы вспоминать строки из поэмы Н.А.Некрасова: ... Жаль, только – жить в эту пору прекрасную. Уж, не придется – ни мне, ни тебе... Ничего не имею против рабочих и медработников, генералов, депутатов всех уровней, членов правительства, но они и все остальные члены общества - \"продукт\" работы УЧИТЕЛЯ. Не грех и повторить слова А.П.Чехова \"Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ - вы понимаете?! - воспитывать народ! Отвратительно все это. Какое-то издевательство над человеком, который делает большую, страшно важную работу. \"
Будут хорошие учителя, будет процветать и Россия! Извините, что не так, наболело!
Михаил Владимирович, искренне желаю Вам и Вашему кабинету Правительства России плодотворной работы в решении задачь на благо Великой России.
С глубоким уважением, Свечкарь Андрей Алексеевич. Педагог в четвертом поколении
|
© Портал неофициальных сообщений «Лица»
|
26.09.2020 в 06:13