Из разговора с дагестанцами, поставляющими сельхозпродукцию в Санкт-Петербург:
Сочувственная реплика дагестанцам: «Неспокойно там у вас в Дагестане, террористы…»
Ответ дагестанцев: «У меня барана не террорист забрал, у меня барана мент забрал, чего мне террориста бояться…»
Из подобных ответов четко вырисовывается отношение простых жителей Дагестана:
· к террористам – в лучшем случае нейтральное,
· резко отрицательное к представителям правоохранительных органов.
В сложившихся условиях с целью недопущения ухудшения общей обстановки в Республике Дагестан, представляется, необходимым осуществить одновременно комплексное, системное реформирование органов МВД, Прокуратуры, Следственного комитета и судов, предусматривающее не только изменение принципа подбора кадров, кадровые перестановки, но и изменение формальных процедур деятельности указанных органов.
Быстрое и эффективное реформирование деятельности правоохранительных органов, судов и прокуратуры возможно при условии единого организационного и координационного центра на федеральном уровне, например, в лице специального представителя Президента России, что, как минимум, позволит в срочном порядке провести кадровые перестановки в тех случаях, когда назначение и увольнение должностных лиц осуществляется на основании указов Президента РФ.
В первоочередном порядке, полагаем, следует изменить кадровую политику подбора кадров. Если мы соглашаемся, что кадровые сотрудники, например, МВД и Прокуратуры полностью скомпрометировали себя, то в таком случае у населения Дагестана вполне закономерно не будет доверия к правоохранительным органам даже в случае назначения нового руководителя того или иного ведомства из числа сотрудников этого ведомства.
Что в связи с этим предлагается:
1. Руководители республиканских МВД, Прокуратуры, Следственного комитета назначаются из числа кандидатов, работающих в сфере юриспруденции, но не на государственных должностях (практикующие юристы, адвокаты, научные работники ВУЗов). Такие назначения не будут вызывать отторжения населения. т.к. новые руководителя не связаны с действующими правоохранительными органами, следовательно отсутствуют сложившиеся негативные стереотипы. Такой же подход, полагаем, должен применяться при назначении новых руководителей судов Республики всех уровней, в том числе арбитражного суда Дагестана.
2. Руководители низовых структурных подразделений (районные отделы, отделения) полиции, возможно, мировые судьи должны назначаться сроком, например, на 2 года в соответствии с пожеланиями/наказами наиболее уважаемых людей (старейшин, духовенства) соответствующего района, аула. Целесообразно использовать практику СССР, когда на работу в правоохранительные органы направлялись по комсомольским путевкам, применительно к нашему времени, это могут быть, например, решения сельских сходов. То есть рядовые сотрудники патрульно-постовой службы или участковые будут иметь прямую и обратную связь с жителями села, микрорайона города и нести ответственность, в том числе, перед своими односельчанами, поручившимися за честность и добросовестность новых сотрудников полиции.
3. В качестве Председателя Верховного суда Дагестана следует назначить опытного юриста из другого региона страны, первостепенной задачей которого будет организация быстрого, основанного на строгом соблюдении закона, рассмотрения жалоб на сотрудников правоохранительных органов и чиновников всех уровней власти в республике. Необходимо на это направление судопроизводства привлечь новый состав судей, желательно из других регионов страны, начиная с суда первой и заканчивая кассационной инстанциями Республики Дагестан. Другим важным направлением следует выделить гражданское судопроизводство, которое должно обеспечить гарантии прав предпринимателей, что означает комфортные условия для бизнеса и перспективы привлечения в республику частных инвестиций. Полагаем, для этих целей следует назначить нового руководителя арбитражного суда Дагестана из числа молодых научных работников ВУЗов России.
С целью борьбы с коррупцией среди судейского сообщества необходимо проводить мониторинг решений принимаемых каждым судьей и квалификационной/дисциплинарной комиссией разбирать каждый случай, когда судья по аналогичным делам принимает противоположные решения (довод о том, что аналогичных дел не бывает, это для несведующих).
4. Необходимо изменить алгоритм принятия решений о возбуждении и прекращении уголовных дел, в том числе прекращения уголовного преследования подозреваемых и обвиняемых на стадии предварительного следствия. Полагаем, по всем заявлениям о противоправных действиях, обнаружении признаков преступления необходимо возбуждать уголовные дела. После проведения необходимых следственных действий, уголовные дела подлежат передаче в единый следственный/методический/контрольный центр (отдел, управление), территориально не связанный со следственным отделом, возбудившим уголовное дело, где вопрос о прекращении следствия или его продолжении будет решаться коллегиально по отраслевому принципу. В случае принятия решения о продолжении расследования такой орган принимает обязательный для исполнения план оперативно-розыскных действий. При этом право принятия решения о проведении важных процессуальных действий также должно быть отделено от сотрудника исполняющего это процессуальное действие, подобное разделение позволяет существенно снизить возможность злоупотреблений властью и коррумпированность соответствующих сотрудников правоохранительных, надзирающих органов.
5. Установить практику обязательных встреч министра внутренних дел республики, прокурора республики и специального представителя Президента с населением Дагестана, в особенности отдаленных районов, для принятия жалоб и немедленного реагирования на все случаи нарушения законных прав и интересов населения Дагестана.
6. Провести переговоры со старейшинами, духовенством республики о проведении амнистии для лиц, участвующих в террористических формированиях, но не совершивших убийств. Вероятно, для этой цели следует использовать опыт Чеченской республики.
Это неполный перечень мероприятий, который в срочном порядке следует осуществить для оздоровления обстановки в республике Дагестан.
Как указано выше, для координации всех направлений реформы, кадровых назначений и контроля за осуществлением реформы правоохранительных органов, прокуратуры и судов целесообразно назначить специального представителя Президента России.
Кондэ Павел Викторович
193315, Санкт-Петербург, ул.Народная, д.42, кв.18
тел.+7 921-440-24-55
13 февраля 2018 г.
|
© Портал неофициальных сообщений «Лица»
|
13.02.2018 в 19:04