ОБРАЩЕНИЕ
Врио ГУБЕРНАТОРУ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Уважаемый Андрей Владимирович!
Обращаюсь к Вам, с давно наболевшим вопросом, касающимся переустройства и перепланировки жилых помещений.
Ниже, сформулирована тема, состоящая из двух наиболее актуальных на сегодняшний день проблем, касающихся перепланировки жилых помещений.
Прошу Вас, рассмотреть данное обращение и способы их решения.
Тема: 1. «Переустройство и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных в существующем жилищном фонде города Мурманска и Мурманской области».
1.1 «Устройство проемов в несущих стенах крупнопанельных (блочных) жилых домов».
1.2 «Согласование проекта переустройства и (или) перепланировки в жилых домах являющихся объектами культурного наследия».
1.1 «Устройство проемов в несущих стенах крупнопанельных (блочных) жилых домов».
С 16 июля 2010 года, администрация города Мурманска, в лице Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска, отказывает в согласовании перепланировки жилого помещения (квартиры), если проектом предусматривается устройство проема в несущей стеновой панели.
Данное решение принято, в связи с исключением пункта 2 (изменения от 16.07.2010 N 1262) «Условия переустройства и (или) перепланировки жилых помещений» из приложения № 1 к постановлению администрации города Мурманска от 29.05.2006 г. № 927 « О порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных в существующем жилищном фонде города Мурманска, и получения документа подтверждающего принятие соответствующего решения» и в соответствии с действующими Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 которыми, не допускается пробивка проемов и расширение существующих проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных домов. Требование распространяется на здания любой этажности.
До принятия указанных поправок, администрация выдавала положительные разрешения на устройство проемов в несущих стенах крупнопанельных (блочных) жилых домов, при условии разработки проекта специализированной проектной организацией и получения экспертизы по устройству проема. Несмотря на то, что нормы и правила, которыми сегодня мотивирует свой отказ администрация города Мурманска, утверждены 27.09.2003года.
Учитывая, что значительную часть жилого фонда города Мурманска, составляют крупнопанельные и крупноблочные многоэтажные дома, проблема, с которой столкнулись жители столицы Заполярья, весьма остра и актуальна.
С 90-х годов, начался бум переустройства и перепланировок квартир, большая часть из которых на сегодняшний день является самовольной.
После принятия администрацией решения (от 16.07.2010 N 1262) об отказе в согласовании перепланировок с устройством проема у мурманчан, остался единственный выход узаконить самовольную перепланировку в судебном порядке.
Для чего собственник, обращался в проектную организацию, которая в свою очередь разрабатывала проект с усилением ранее выполненного проема, специализированная строительная организация производила ремонтные работы, в соответствии с проектом, выполнялся авторский надзор. После чего, подготавливался пакет документов (доказательств) для обращения в суд. В суде, собственник, согласно части 4 статьи 29 Жилищного Кодекса РФ, доказывал, что произведенная перепланировка квартиры, соответствуют требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы лиц проживающих в данном жилом доме, и не создает угрозу их жизни и здоровью.
В городе Мурманске, судебная практика с июля 2010 года по февраль 2013 года по данной категории дел складывалась в пользу заявителей (собственников), при наличии убеждающих доказательств, представленных в суд.
Последние три года, администрация Мурманска, по неизвестным причинам, активизировала свою деятельность по недопустимости принятия положительных решений судом в пользу собственников (Мурманчан).
Более сотни положительных судебных решений, о сохранении жилого помещения в перепланированном виде (с устройством проема в несущей стене), было принято до сегодняшнего дня.
Положительная судебная практика, которая сложилась в нашем регионе, резким образом изменилась. Суды, отказывают в узаконивании перепланировок. Порой дело доходит, до смешного, в решении суда написано, « - это право суда, а не его обязанность…, «узаконить перепланировку…»».
Более того, администрация, выявляя самовольные перепланировки, из документов, представленных собственниками в суд, выдает предписание о приведении жилого помещения в первоначальное состояние в соответствии с техническим паспортом жилого помещения, а в случае невыполнения указного требования, грозится обратиться в суд с иском о продаже с публичных торгов жилой квартиры. При этом, они не учитывают, что в случае приведения жилого помещения в первоначальное состояние восстановление целостности конструкции стен жилого дома не представляется возможным.
Таким образом, хотелось бы привлечь внимание органов местного самоуправления, органов региональной власти к данной проблеме.
При таких обстоятельствах, той ситуации, которая сложилась вокруг согласования, узаконивания перепланировок жилых помещений, жители Мурманска, предпочтут уйти в «тень» и самовольно, без привлечения специализированных организаций, выполнять ремонтно – строительные работы по перепланировке жилых помещений (квартир), что в свою очередь, может привести к трагическим, необратимым последствиям, угрожающим безопасности граждан проживающих по соседству с незаконными перепланировками, которые выполнены без какого – либо контроля специалистов и надзорных органов.
В данном случае, надзорным органам, органам местного самоуправления, региональным властям было бы правильнее руководить такими процессами, а не пускать его на самотек, а собственников загонять в тупик.
И более того, лишать их права собственности, гарантированное Конституцией РФ, только лишь, за факт самовольной перепланировки.
Действия администрации, не дает шансов жителям Мурманска, решать данную проблему в цивилизованном, правовом поле.
При таких обстоятельствах дела, необходимо, как минимум, внести изменения в постановление администрации города Мурманска от 29 мая 2006 г. N 927, а точнее сказать – восстановить, ранее имевший место быть, пункт 2.2 Постановления Администрации города Мурманска от 29.05.2006 N 927 (ред. от 04.05.2010) "О порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных в существующем жилищном фонде города Мурманска, и получения документа, подтверждающего принятие соответствующего решения", где допускалось:
- устройство и расширение проемов во внутренних стенах 9-этажных крупнопанельных домов размером не более 1,5 м с учетом сохранности простенков не менее 600 мм при наличии разработанной проектной документации и положительного заключения по проекту ГОУ "Управление Государственной вневедомственной экспертизы в Мурманской области;
- устройство отдельных входов с использованием выходов на лоджию и оконных проемов в наружных стенах 1-х этажей 9-этажных жилых крупнопанельных домов при возможности перевода жилых помещений в нежилые, при наличии разработанной проектной документации и положительного заключения ГОУ "Управление государственной вневедомственной экспертизы в Мурманской области».
1.2 «Согласование проекта переустройства и (или) перепланировки в жилых домах являющихся объектами культурного наследия».
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 26 Жилищного Кодекса Российской Федерации, для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Как правило, на территории Мурманской области, предметом охраны объекта культурного, является объемная композиция в пределах капитальных стен, композиция и декор фасадов.
Проектом перепланировки квартир (жилых помещений), конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности жилого дома не затрагиваются. Не предусматривается изменение площади и (или) количества помещений выявленного объекта культурного наследия или его частей. Фасад здания не затрагивается, оконные рамы остаются с прежним рисунком.
Каких – либо, ремонтно-реставрационных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор - перепланировкой жилого помещения (квартиры) – не предусматривается, как и не предусматривается изменение площади и (или) количества помещений выявленного объекта культурного наследия или его частей, а именно – жилого многоквартирного дома.
Жилое помещение (квартира), в которой планируется произвести ремонтные работы), не является объектом культурного наследия, а только находится в доме выявленного объекта культурного наследия.
Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска (орган местного самоуправления, осуществляющий согласование перепланировки квартиры), готов согласовать проект перепланировки и выдать разрешение на проведение работ.
Но, Комитет по культуре и искусству Мурманской области, сообщает, о необходимости разработки проекта перепланировки жилого помещения (квартиры) специализированной проектной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, с последующим проведением историко – культурной экспертизы.
Комитет по культуре и искусству Мурманской области, выдвигает следующие требования к проекту перепланировки квартиры:
1. Сведения о проектной организации (физического лица): Обязательное условие – наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной Министерством культуры Российской Федерации (Основание: п. 48 ч. 1 ст. 12, Федерального Закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
2. Сведения о производственной организации: Обязательное условие – наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной Министерством культуры Российской Федерации (Основание: п. 48 ч. 1 ст. 12, Федерального Закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
3. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия (в целом, этапы, локальные работы): Документация выполняется на локальные работы, связанные с изменением объема и количества помещений объекта (части объекта) культурного наследия. Состав и содержание проектной документации для работ по сохранению объекта культурного наследия должны быть разработаны с учетом ГОСТ Р 55528-2013.
4. Научный отчет: Лицо, осуществляющее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения производственных работ представляет в орган государственной власти, выдавший разрешение на проведение работ по сохранению, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах, фиксирует и дает оценку соответствия выполненных работ, в том числе: фотографические материалы, характеризующие памятник до начала, в процессе и после завершения работ на объекте; выводы о результатах работ по сохранению объекта культурного наследия и рекомендации по функциональному использованию и технической эксплуатации объекта культурного наследия.
5. Порядок и условия согласования научно-проектной документации с указанием инстанций и организаций: в установленном законом порядке, в т.ч. обязательно:
- получение заключения государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
- согласование проектной документации с Комитетом по культуре и искусству Мурманской области в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
6. Требования по научному руководству, авторскому и техническому надзору, с указанием продолжительности. Необходимость привлечения для консультаций высококвалифицированных специалистов и ученых:
Физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением работ на объекте культурного наследия до дня выполнения указанных работ. Предоставить копии договоров на осуществление авторского и технического надзора в Комитет по культуре и искусству Мурманской области.
7. Дополнительные требования и условия:
- все производственные работы на объекте культурного наследия проводятся на основании разрешения, выданного Комитетом по культуре и искусству Мурманской области;
- после проведения ремонтных работ, утверждения Комитетом по культуре и искусству Мурманской области отчетной документации вместе с научным отчетом, необходимо сдать ремонтные работы с оформлением акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, сроки разработки проекта, составляют 3-6 месяцев, а стоимость проекта, со всеми перечисленными выше согласованиями от 150 000 рублей.
Учитывая, что жилое помещение (квартира), в которой планируется произвести ремонтные работы (перепланировку), не является объектом культурного наследия, а только находится в доме выявленного объекта культурного наследия, требования Комитета по культуре и искусству Мурманской области необоснованно и неправомерно.
|
© Портал неофициальных сообщений «Лица»
|
06.09.2019 в 15:48