ОБЩЕСТВО СООБЩАЕТ ВЛАСТИ

Обращение

Сообщение опубликовал пользователь Хакимов Азат Салаватович
11.04.2017 в 14:25

Суть обращения:

В данном письме изложены предложения по улучшению ситуации с водоснабжением населения на территории РФ. Предложения направлены на усовершенствование законодательной базы в сфере водоснабжения.

Описание проблемы:

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон) первым принципом государственной политики в сфере водоснабжения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой.

В соответствии с указанным Законом:

  - питьевая вода – вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции (п. 18 ст. 2 гл. 1);

- организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям (п. 1 ст. 23 гл. 4);

- централизованная система водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п. 29 ст. 2 гл. 1);

-техническая вода – вода, подаваемая с использованием централизованной и нецентрализованной системы водоснабжения не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции (п. 29 ст. 2 гл. 1).

Реальная картина дела в большинстве населенных пунктов обстоит следующим образом. Абонентам по централизованным системам водоснабжения подается техническая вода. От жителей поступает большое количество обращений в Роспотребнабзор о несоответствии воды требованиям питьевого водоснабжения. Роспотребнадзор, в свою очередь, направляет предписания в ресурсоснабжающие организации и органы местного самоуправления о приведении качества воды в соответствие с требованиями СанПиН.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Реализация мероприятий по «обеспечению условий» в соответствии с п.1 ст.23 Закона является дорогостоящим процессом и затрудняется в связи с отсутствием финансовых средств на модернизацию и строительство систем водоснабжения в условиях дефицита бюджета. Обеспечение подготовленной на станции водоочистки питьевой водой одного населенного пункта с численностью населения до 5 тыс. чел. может обойтись в несколько десятков миллионов рублей. В ответ на бездействие органов местного самоуправления, а также с целью ограничения вредного воздействия подаваемой воды на жизнь и здоровье населения Роспотребнабзором подаются исковые заявления в судебные инстанции о приостановлении деятельности ресурсоснабжающих организаций. При установлении несоответствия подаваемой воды условиям заключенного договора между ресурсоснабжающей организацией и абонентами на питьевую воду судебными инстанциями выносится решение о временном прекращении водоснабжения. В практике были случаи, когда прекращение водоснабжения населенного пункта вводилось сроком на три дня. Жители населенных пунктов численностью более 1000 чел. оставались без водоснабжения в летний период времени. Описанные ситуации объясняют стремление ресурсоснабжающих организаций к заключению договоров на техническое водоснабжение, поскольку санитарные нормы и правила не содержат требований к технической воде, подаваемой населению по централизованной системе водоснабжения. В большинстве случаев подача технической воды не удовлетворяет требования жителей и порождает жалобы и недовольства. Для разрешения сложившейся ситуации, снижения социальной напряженности и улучшения питьевого водоснабжения населения предлагается провести ряд мероприятий, описанных в следующем разделе.

Предложения:

 1. В целях гарантированного обеспечения населения водой питьевого качества предлагается легализация деятельности по реализации питьевой воды через пункты розлива воды. В настоящее время широкую популярность приобрели пункты розлива питьевой воды. Однако, требования к размещению таких пунктов санитарными правилами и нормами не регламентируются. Под угрозу ставится жизнь и здоровье населения. Реализация указанной меры позволит органам местного самоуправления обеспечить население подвозной питьевой водой и осуществлять реализацию водоснабжения через пункты розлива воды в соответствии с п. 9 ст. 7 гл. 3 Закона: «в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ». В целях исключения различного толкования закона требуется уточнение данного пункта закона. Предлагается следующая редакция: «в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения и (или) временного отсутствия возможности подачи питьевой воды органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды, в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ». Данная поправка и разработка санитарных правил и норм к пунктам реализации питьевой воды позволит органам местного самоуправления обеспечить установку пунктов по реализации разливной воды в тех населенных пунктах, где качество воды не соответствует установленным требованиям.

2. В целях исключения различного толкования и применения законных норм предлагается разработать санитарные нормы и правила для технической воды, подаваемой по централизованной системе водоснабжения абонентам, если данная система водоснабжения является единственной. На сегодняшний день нет четкого толкования термина «техническая вода». Предлагается, техническую воду разделить на несколько категорий. На практике часто питьевую воду переводят в разряд технической из-за несоответствия какого-то одного параметра, чаще всего – «жесткости» воды. При этом показатель «жесткость» может варьироваться от 7 до 12 °Ж. Жесткость воды можно снять бытовыми домашними фильтрами.

         При наличии возможности очистки воды домашними фильтрами, допустимо такую воду отнести к условно-питьевой. Государство тратит миллионы бюджетных средств для смягчения жесткости воды на 3 – 4 °Ж.

         Рассмотрим пример: в нашем муниципальном районе есть населенный пункт с количеством домов (ИЖС) около одной тысячи. Вода подается централизованно, качество не соответствует требованиям (жесткость составляет 12 °Ж). Среднегодовое потребление воды в населенном пункте составляет 162 тыс. куб. м воды в год. Стоимость строительства станции водоподготовки составляет по различным оценкам порядка 80 млн. рублей. При этом стоимость покупки и установки бытовых фильтров в каждом доме составит ориентировочно 5 млн. рублей (при стоимости 1 фильтра 5 тыс. рублей). Замена фильтров обойдется жителям намного дешевле, чем оплата потребленной воды, очищенной до питьевой, так как очистка воды неизбежно приведет к росту тарифов. При этом политика сдерживания роста тарифов может привести к банкротству ресурсоснабжающих организаций, выходу из строя станций водоподготовки и неэффективной трате денег.

3. Предлагается внести дополнения в строительные нормы и правила, касающиеся правил проектирования и строительства сетей водоснабжения вновь проектирующихся и строящихся домов с усмотрением отдельной системы питьевого водоснабжения. В среднем человеку в день требуется от 4 до 6 литров воды на питьевые нужды. При потреблении семьей из 4-х человек в месяц в среднем 15 м3/мес., на пищевые нужды тратится меньше 1 м3/мес. Вся остальная вода идет обратно в канализацию, на полив, мытье машин и др. Строительство станции водоподготовки для использования питьевой воды в хозяйственно-бытовых целях нерационально. Вода – это ограниченный ресурс и бережное отношение к природе должно иметь конкретные технические решения.

Заключение

Реализация изложенных предложений позволит достичь следующего эффекта:

1. Общего улучшения ситуации с водоснабжением населения в населенных пунктах РФ.

2. Создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства (реализация «майских указов»). Реализация государственного частного партнерства, муниципального частного партнерства, привлечения инвесторов для внедрения пунктов розлива воды, строительства сетей технического водоснабжения.

3. Экономии бюджетных средств за счет исключения необходимости повсеместного строительства станций водоподготовки.

4. Бережного использования водных ресурсов (2017 год – Год экологии в РФ).

5. Усовершенствования законодательной базы, соблюдения и исполнения требований законодательных актов, выполнения требований приоритетности обеспечения населения водой питьевого качества.

Хованская   Галина Петровна
Хованская
Галина Петровна

Депутат Государственной Думы, Председатель комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству

Опубликовать сообщение

Обратите внимание, что все данные на персональных страницах предоставлены самими персонами, либо взяты из открытых источников, если явно не указано иное.

Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите об этом в редакцию.

© Портал неофициальных сообщений «Лица»
Письмо в редакцию         12.01.2025

Ошибка БД 3